Повышение минимального размера оплаты труда на федеральном уровне без учета экономического положения регионов не поможет решить проблему высокого социального неравенства и «работающих бедных», считают экономисты РАНХиГС, Института Гайдара и Академии внешней торговли.

«Высокое межрегиональное неравенство создает дополнительные сложности, не позволяющие решить проблему работающих бедных и высокого неравенства едиными для всей страны методами», — говорится в экономическом мониторинге.

Экономисты обращают внимание, что в 19 экономически благополучных регионах минимальный размер оплаты труда уже формально выше федерального прожиточного минимума. Тогда как в 32 регионах страны, где проживает 54% населения уровень оплаты труда регулируется региональными правительствами и может быть ниже федерального. 

«В 19 регионах в конце 2016 — начале 2017 гг. МРОТ для работников организаций небюджетной сферы и индивидуальных предпринимателей был установлен выше 10500 руб., причем в основном это были территории Севера (Якутия, Мурманская область, Камчатский край) и наиболее богатые регионы (Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ). В итоге 44 млн человек уже проживает в регионах, где еще не подготовленный законопроект уже формально выполнен. В 32 регионах, в которых проживает 54% населения страны, МРОТ установлен на уровне не ниже регионального прожиточного минимума (который может быть меньше федерального)», — говорится в обзоре.

В результате инициатива федеральных властей по повышению уровня жизни населения приведет к углублению межрегионального неравенства, полагают экономисты. Решения о повышении заработной платы должны приниматься на региональном уровне, считают они.

Минтруд внес в правительство законопроект о повышении МРОТ до уровня прожиточного минимума. Повышение должно пройти в два этапа: с 1 января 2018 года до 90% прожиточного минимума трудоспособного населения, с 1 января 2019 года — до 100%. С 1 января 2017 года МРОТ составляет 7500 руб., с 1 июля он будет повышен до 7800 руб.