Компания арендовала нежилые помещения для использования под магазины и заключила договоры на их охрану. Все указанные расходы были учтены при исчислении налога на прибыль.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, установив, что помещения оборудованы демонстрационными торговыми залами, при этом товар отгружается с другого адреса – юридического адреса налогоплательщика. Инспекция решила, что спорные помещения использовались компанией для рекламы и продвижения реализуемых товаров, в связи с чем, по мнению инспекции, расходы по помещениям, согласно правилам абзацу 5 пункта 4 статьи 264 НК, относятся к числу нормируемых – подлежат учету в расходах в размере не более 1% от выручки от реализации.

Суды трех инстанций (дело № А47-70/2016) отменили решение инспекции, указав на договоры поставки и товарные накладные, подтверждающие использование помещений непосредственно в оптовой торговле, а именно, для размещения товара, хранения и передачи его покупателю. Налоговики не доказали факт использования спорных помещений исключительно в целях рекламы.

Суды также отметили, что НК не предусмотрена возможность отнесения расходов по арендной плате к числу расходов на рекламу, тем более, к числу нормируемых расходов. Суды (постановление кассации Ф09-905/2017 от 31.03.2017) учли, что компания списывала другие расходы на рекламу – на изготовление/размещение/монтаж рекламной информации (баннера), изготовление и размещение рекламы на боковых поверхностях трамвая, на изготовление визитных карточек. При этом сумма этих расходов не превышала 1% выручки налогоплательщика.