Компания участвовала в международных выставках в Дубае, Сингапуре, Амстердаме. Услуги оказывали иностранные фирмы. Так, компания оплатила участие в выставке, а также услуги по разработке дизайн-проекта, оформлению и застройке выставочного стенда, по оборудованию нестандартного стенда, по предоставлению стенда и выставочной площади. НДС в бюджет уплачен не был.

По результатам выездной проверки налоговая доначислила НДС, пени и штраф, указав на неисполнение обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению НДС при выплате денежных средств в пользу иностранных компаний за рекламные услуги (подпункт 4 пункта 1 статьи 148 НК).

По мнению компании, у иностранных контрагентов потреблялись услуги, связанные с арендой и движимым имуществом, находящимся за пределами РФ, местом реализации которых в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1.1 статьи 148 не признается РФ. Соответственно, компания в данном случае с учетом пункта 1 статьи 146 НК (согласно которому объектом налогообложения НДС признается реализация товаров, работ, услуг на территории РФ) налоговым агентом не является.

Суды трех инстанций (дело № А40-80207/2015) признали законным решение инспекции, применив статью 3 федерального закона "О рекламе", согласно которой под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Суды признали, что участие в международных специализированных выставках направлено на привлечение внимания к товарам, продвижения их на рынке, то есть является рекламой. Суды учли, что заявки о предоставлении выставочных площадей направлены не на получение помещения в аренду как таковое, а имеют цель участия в выставке и использования выставочных помещений именно для привлечения внимания к деятельности компании. При этом исходя из норм пункта 1 статьи 148 НК местом оказания рекламных услуг признается территория РФ (по месту деятельности покупателя).

Суды обратили внимание, что в аналитическом регистре налогового учета затраты отражены на счете 44 «Реклама/Выставки и конференции», и пояснили, что неправомерно считать услуги рекламными для целей исчисления налога на прибыль и арендными для целей исчисления НДС.

В решении кассации (Ф05-2395/2016 от 17.02.2017) указано: "местом оказания услуги по организации участия заявителя в международной выставке, носящей рекламный характер, исходя из подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ, правомерно признана территория Российской Федерации, а общая стоимость данной услуги является налоговой базой, исходя из которой заявитель обязан в качестве налогового агента исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог на добавленную стоимость".