Компания создавала для себя объекты НМА (программные продукты) с привлечением контрагентов. НМА включали автоматизированную систему сбора отчетности и мониторинга хода производства, подсистему создания, хранения, просмотра и рассылки адресатам электронных сканобразов подписанных документов, корпоративное хранение данных и другие. Затраты учитывались на счете 08.40 «Приобретение нематериальных активов». Выполненные работы сдавались этапами, каждый из них сопровождался оформлением акта сдачи-приемки этапа работ и составлением счета-фактуры. НДС принимался к вычету по мере предъявления подрядчиками счетов-фактур.
По результатам выездной проверки ИФНС отказала в вычете, доначислила НДС и пени, указав на неправомерность вычетов до принятия объектов на учет в качестве нематериальных активов (абзац 3 пункт 1 статьи 172 НК).
Компания оспорила решение в суде (дело № А40-68072/2016), полагая, что указанная норма распространяется только на приобретение готовых объектов интеллектуальной собственности. В данном случае на учет принят не объект, а работы, следовательно, подлежал применению второй абзац указанной нормы, предусматривающий общие условия для применения вычета – вычету подлежит налог при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия их на учет при наличии соответствующих первичных документов.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, разъяснив, что необходимым условием для вычета по объектам интеллектуальной собственности является принятие на учет такого объекта. Абзац 3 пункта 1 статьи 172 НК является специальной нормой, регламентирующей порядок вычета по НМА, и предусматривает дополнительное условие в виде принятия такого объекта к учету. Эти правила распространяются не только на случаи приобретения готового нематериального объекта, но и на случаи приобретения работ, услуг по созданию такого объекта. Таким образом, принятие на учет работ по созданию объекта, который не принят в проверяемом периоде на учет, для вычета недостаточно, указала кассация (Ф05-21530/2016 от 30.01.2016).