ИП А. заключил с ИП О. соглашение, по которому за вознаграждение принял на себя обязательства последнего по исполнению кредитных договоров с банками и погашению задолженности перед поставщиками.

По результатам выездной проверки ИФНС квалифицировала действия ИП А. как услугу и указала, что он занизил налоговую базу по НДС на сумму вознаграждения по указанному соглашению.

Суды трех инстанций (дело № А79-5914/2015) отменили решение инспекции, указав на пункт 1 статьи 146 НК - объектом налогообложения НДС признается реализация товаров, работ, услуг.

Принятие обязательств по кредитным договорам не относится в товарам, работам, не относится оно и к услугам. Согласно пункту 5 статьи 38 НК услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе ведения деятельности.

Принятие обязательств перед кредиторами, по мнению судов, не может быть квалифицировано как оказание услуг, поскольку фактически налогоплательщик никакой деятельности во исполнение соглашений не вел. Суды (постановление кассации Ф01-5330/2016 от 12.12.2016) признали полученный доход не облагаемым НДС.