Банк выплачивал зарплату работникам два раза в месяц. Удержание из зарплаты в погашение кредитов производилось в конце месяца при выплате зарплаты за вторую половину месяца.

По результатам выездной проверки ИФНС установила, что банк перечислял денежные средства в счет погашения кредитов в предпоследний день месяца, и, указав на пункт 6 статьи 226 НК (налоговые агенты обязаны удержать НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате), привлекла компанию к ответственности по статье 123 НК (несвоевременное перечисление НДФЛ) и начислила пени. По мнению инспекции, окончательный расчет по зарплате производился в предпоследний день месяца, и в тот же день должен был быть удержан и уплачен в бюджет НДФЛ.

Банк оспорил решение в суде (дело № А40-194655/2015), поясняя, что окончательный расчет работникам зарплаты не происходил в день частичного перечисления сумм зарплаты в счет погашения кредитов. По техническим причинам в связи с большим количеством работников и невозможностью отражения всех проводок в последний день месяца перечисление части зарплаты в погашение кредитов производилось в предпоследний день месяца.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав на пункт 2 статьи 223 НК – датой получения дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который начислен доход. В решении кассации (Ф05-17411/2016 от 16.11.2016) указано: «начисление инспекцией штрафов и пеней, исходя из дат перечисления на СКС работникам частичной суммы заработной платы в счет погашения кредитов, а также на вклады работников, противоречит нормам налогового законодательства РФ, поскольку налог фактически перечислялся банком в установленный срок, а именно - в последний день месяца, в котором произошла выплата работнику зарплаты».