Компания занималась изготовлением из металлопроката деталей для грузового автомобилестроения. Для этого она закупала металлопрокат и привлекала ООО «К», «К1» и «К2» (исполнители) для оказания услуг по металлообработке стального профиля, которая включала распаковку пачек металлопроката, сортировку, контроль соответствия кратности и длины проката, проверку формы, размеров и другое.
По результатам выездной проверки ИФНС указала на формальность сделки ввиду взаимозависимости компаний, отсутствия у них необходимых условий для исполнения сделки, а также отсутствие необходимости в этих услугах, так как согласно ГОСТ приобретенный металлопрокат изначально соответствовал установленным характеристикам. Инспекция доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф.
Суды трех инстанций (дело № А65-27794/2015) отменили решение налоговой, указав, что наличие сертификатов качества на металлопрокат от завода-изготовителя не освобождает от необходимости входного контроля качества этого металлопроката перед его запуском в производство конечной продукции. Суды учли, что пачки металлопроката имеют разный объем (количество прутков или профилей), разный вес, разную длину, разный химический состав и разные механические свойства. То есть указание в сертификате на соответствие стандартам не означает, что этот металлопрокат может быть использован в производстве конечной продукции без входного контроля. При этом входной контроль направлен не столько на отбраковку поступившего металлопроката, сколько для комплектации.
Суды (постановление кассации Ф06-14629/2016 от 16.11.2016) учли, что необходимость многоступенчатого контроля также связана с тем, что доля дефектных единиц продукции налогоплательщика не должна превышать 0,05%. Санкции за нарушение этой нормы составляют от 70% от стоимости реализуемой продукции.
Инспекция также не доказала, как взаимозависимость повлияла на результаты сделки. Отсутствие у контрагентов персонала не доказывает формальность сделки, поскольку они могли привлекать работников по договорам аутсорсинга. Привлечение контрагентами третьего лица для выполнения работ по металлообработке подтверждается показаниями свидетелей.