Компания применяла УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы.

По результатам выездной проверки ИФНС установила, что на расчетный счет компании поступили денежные средства (4 млн рублей), признала их доходом, доначислила налог, пени и штраф.

Компания оспорила решение инспекции в суде (дело А12-2842/2016), поясняя, что, действуя в рамках агентского договора, исполняла поручение по приобретению оборудования и материалов для оснащения строящегося детского сада. В подтверждение были представлены агентский договор и отчет о его исполнении.

ИФНС, в свою очередь, указала, что эти документы были представлены только с апелляционной жалобой и не представлялись инспекции в ходе проверки.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав на подпункт 9 пункта 1 статьи 251 НК - при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, поступившего комиссионеру, агенту в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. По запросу суда контрагент компании подтвердил спорную сделку. Таким образом, поступление на расчетный счет денежных средств не является бесспорным и безусловным доказательством получения дохода от реализации товаров, работ, услуг, указали суды (постановление кассации Ф06-13830/2016 от 09.11.20016).