Между ООО «М» (поставщик) и ООО «Г» (покупатель) заключен договор поставки корпусной мебели. В 1-3 кварталах 2014 года поставщик от покупателя получил предоплату. В 4 квартале договор был расторгнут в связи с невозможностью поставки. ООО «М» вернуло денежные средства на расчетный счет покупателя и заявило вычет в налоговой декларации по НДС

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычете, указав на невыполнение требований налогового законодательства, а именно - абзаца 2 пункта 5 статьи 171 НК. Инспекция установила, что ООО «М» исчислило НДС с сумм полученной предоплаты, при этом налог в бюджет не уплатило. Налог был уплачен в августе 2015 года.

Суды трех инстанций (дело № А12-61087/2015) признали законным решение инспекции, разъяснив, что условиями для применения вычета при расторжении договора являются уплата в бюджет НДС с аванса, изменение условий или расторжение договора, возврат аванса, отражение соответствующих операций в связи с отказом от товаров (работ, услуг). В данном случае, на момент подачи декларации за 4 квартал 2014 года с суммой налога к возмещению у компании отсутствовала переплата.

Суды (постановление кассации Ф06-13783/2016 от 28.10.2016) отклонили довод истца, что одновременная подача им налоговых деклараций к уплате налога в бюджет и возмещение налога из бюджета на одну и ту же сумму фактически означала отсутствие у него недоимки по НДС. В результате представления декларации за 4 квартал 2014 года переплата по налогу в виде заявленной к возмещению из бюджета суммы налога не может является подтвержденной без проведения в течение трех месяцев камеральной проверки.