Предприниматель представил декларацию по УСН за 2013 год. По результатам камеральной проверки инспекция установила невключение в налоговую базу денежных средств в сумме 11,5 млн рублей, полученных от продажи недвижимого имущества (кафе). При этом имущество было продано на седьмой день после его приобретения. Инспекция доначислила налог по УСН, пени и штраф.
Предприниматель оспорил решение инспекции в суде, поясняя, что кафе было приобретено без цели получения прибыли, то есть для личного использования, а его вынужденная реализация принесла убытки.
Суды трех инстанций (дело № А12-60547/2015) признали законным решение инспекции, разъяснив, что о предпринимательской деятельности свидетельствует приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации.
Суды отклонили довод предпредпринимателя о приобретении имущества за счет личных средств, а не средств с расчетного счета ИП. Законодательством не предусмотрено разделение имущества гражданина как индивидуального предпринимателя и как физического лица. Заключение договоров купли-продажи имущества от имени физлица, равно как и передача денежных средств продавцу не свидетельствует о совершении сделок в личных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Суды (постановление кассации Ф06-11194/2016, Ф06-11195/2016 от 23.08.2016) также отклонили довод истца о намерении реконструировать здание кафе под индивидуальный жилой дом с последующим переездом туда для проживания. Суды установили, что это сделать невозможно, что подтверждается сведениями, размещенными на сайте администрации города. Спорный объект расположен в непосредственной близости с торговым комплексом, непосредственно перед зданием кафе с двух сторон расположена автостоянка для посетителей торгового комплекса, автодорога.