В ведомстве не пошли навстречу банкирам, предлагавшим сформировать такую базу данных.

Росфинмониторинг отказался от создания госреестра бенефициаров на базе действующего  Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юрлиц. Об этом «Известиям» рассказал источник, близкий к Росфинмониторингу. Собеседник уточнил, что нужно дождаться эффекта от реализации на практике ранее принятых поправок в законодательство. Банкиры, которые добиваются создания такого госреестра с 2013 года, настаивают, что имеющиеся механизмы выявления конечных собственников неэффективны. 

Борьба с офшорами в России усиливается, а банкам по-прежнему сложно выявлять конечных собственников компаний при приеме их на обслуживание. Банкиры вновь поставили перед Росфинмониторингом вопрос о необходимости создания госреестра бенефициаров — на базе действующего Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юрлиц. Кредитные организации аргументировали свою позицию нежеланием брать на себя повышенные риски в рамках действующего антиотмывочного законодательства. Финразведка не пошла навстречу кредитным организациям.

— В ведомстве полагают, что на текущий момент проблема установления бенефициаров решена в результате принятия поправок к 115-му федеральному закону о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (законопроект принят 23 июня 2016 года), — пояснил «Известиям» близкий к Росфинмониторингу источник. — Принятые поправки обязывают компании сообщать информацию о своих реальных владельцах при обращении в банки. Даже если конечного бенефициара организации выявить не смогут, они должны будут документально подтвердить, что приняли все меры по выявлению реальных владельцев.

По словам собеседника «Известий», нужно посмотреть, как будет работать этот механизм на практике, и только после этого можно задумываться о следующих шагах, если в них будет необходимость. 

Поправки в 115-ФЗ вступят в силу в декабре этого года. При этом банки в рамках действующего антиотмывочного законодательства с июня 2013 года должны выявлять реальных владельцев бизнеса при обслуживании. Без единой базы бенефициаров кредитные организации выполняли это требование, используя все имеющиеся ресурсы — ЕГРЮЛ, ЕГРИП, базы СПАРК, Factiva и пр., деятельность которых не регулируется, а также обменивались информацией друг с другом. В 2014 году был принят закон о контролируемых иностранных компаниях. В соответствии с ним россияне должны раскрывать, какие иностранные структуры и компании они контролируют. 

Тем не менее на практике банки не раз сталкивались с проблемами при выявлении выгодоприобретателей — часто бенефициарами российских компаний оказывались технические фирмы (или цепочка таких фирм), зарегистрированные в наиболее популярных офшорах (Кипр, Британские Виргинские острова и пр.). Принимать таких корпоративных клиентов на обслуживание или нет, каждый банк решал в соответствии с собственной системой оценки рисков. 

Технически процесс выявления реальных собственников бизнеса осложняет и необходимость сбора информации в ручном режиме, поэтому банковское сообщество не раз поднимало вопрос создания официальной базы реальных собственников бизнеса. Впервые вопрос о необходимости такого реестра был поднят в 2011 году, однако активные действия банкиры начали предпринимать в 2013-м. Летом этого года Национальный совет финансового рынка выступил с предложением, что создать реестр бенефициаров можно на базе уже существующего fedresurs.ru. На портале можно узнать полное и сокращенное наименование компании, ее адрес, сферу и регион деятельности. Кроме того, в реестре можно уточнить уставный капитал организации, стоимость ее чистых активов, статус (действующая или нет), данные о единоличном исполнительном органе (как правило, это гендиректор). 

Вице-президент, руководитель службы финансового мониторинга клиентских операций ВТБ24 Игорь Венгеров отмечает, что «вопрос о выявлении бенефициарных владельцев действительно остается сложным и не до конца урегулированным». 

— Кредитные организации не обладают максимально широким набором инструментов для установления этой информации, что, конечно, несколько затрудняет их работу, — пояснил представитель ВТБ24. — Сейчас банки в соответствии со своими внутренними правилами используют различные меры для выявления конечных собственников. Но эта работа достаточно трудоемка и не всегда позволяет получить достоверный результат.

По словам начальника службы финансового мониторинга Бинбанка Дины Багатовой, с декабря компаниям действительно будет значительно сложнее скрывать реальных владельцев бизнеса. 

— Какой бы длинной ни была цепочка владения, поправки в 115-й федеральный закон обязывают раскрывать сведения о физическом лице — конечном собственнике, — пояснила представитель Бинбанка. — Безусловно, изменения в законодательстве помогут банкам доводить работу по выявлению бенефициаров до логического завершения. 

Тем не менее, по словам собеседницы, гораздо эффективнее наделить функцией по выявлению бенефициаров налоговый орган — в момент регистрации юрлица — и включать сведения о бенефициарах в ЕГРЮЛ. 

— Это позволило бы снять с кредитных организаций несвойственные им функции по поиску конечных бенефициаров своих клиентов. Банки устанавливали бы данные сведения о бенефициарах по данным из ЕГРЮЛ наряду с адресом местонахождения организации, сведениями об имеющихся лицензиях и прочими данными, содержащимися в едином госреестре. Использование сведений из ЕГРЮЛ привычно и удобно для банков, — отметила Дина Багатова.

Игорь Венгеров согласен, что «информация о бенефициарных владельцах предприятия должна указываться непосредственно при регистрации компании и подаче всех документов в налоговую инспекцию». При таком сценарии создание отдельного госреестра бенефициаров действительно излишне, резюмируют собеседники. 

В декабре 2015 года в Госдуму был внесен законопроект, по которому компании должны раскрывать конечных собственников при регистрации. Поправки еще не рассмотрены.