Компания перечислила агенству по ипотечному кредитованию 2 млн рублей в счет покупки жилого дома физлицу (при этом не известно, являлось ли оно работником компании), указав в назначении платежа - "благотворительный взнос" за это лицо. При этом никаких договоров между компанией и ипотечным агентством, компанией и физлицом не заключалось.

По результатам выездной проверки ИНФС указала на необходимость удержания с физлица и перечисления НДФЛ в бюджет с данных выплат, доначислила налог, пени и штраф. 

Суды трех инстанций (дело № А40-164384/2015) отменили решение инспекции, указав на отсутствие доказательств для вменения дохода этому лицу. Инспекцией не представлены договоры между физлицом и агенством на приобретение дома, отсутствует согласие на получение в дар от компании денежных средств, отсутствуют доказательства принятия физлицом от агенства безвозмездно жилого дома. 

Суды (постановление кассации Ф05-10845/2016 от 08.08.2016) отметили, что вменение физлицу дохода, размер которого определяется исключительно по усмотрению третьих лиц (компании и агентства) и никак не зависит ни от волеизъявления, ни от фактических действий самого лица, нарушает конституционный принцип определенности налогового обязательства.