Компания получила в качестве вклада в уставной капитал самоходную установку и в 2009 году ввезла ее на территорию РФ, уплатив НДС.

В октябре 2014 года компания представила налоговую декларацию по НДС, заявив налог к возмещению.

По результатам камеральной проверки ИФНС доначислила НДС, пени и штраф, указав на нарушение пункта 2 статьи 173 НК - вычет заявлен к возмещению из бюджета НДС по истечении трехлетнего срока.

Компания пыталась оспорить решение налоговой в суде (дело № А55-15932/2015), полагая, что право на вычет возникло только после принятия техники к бухучету в качестве основного средства, которое произведено после госрегистрации в сентябре 2014 года в инспекции Гостехнадзора. Это было связано с длительным разрешением спорной ситуации, вызванной отказом инспекции в постановке на учет установки по причине ее несоответствия требованиям, предъявляемым к самоходным машинам. В итоге оборудование поставлено на учет в инспекции технадзора по решению суда.

Суды трех инстанций признали законным решение ИФНС, установив, что паспорт самоходной машины был выдан таможенным органом в июне 2009 года, оборудование учтено на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», принятие на учет установки подтверждается бухгалтерским балансом за 2 квартал 2009 года.

В решении кассации (Ф06-9921/2016 от 14.07.2016) указано: «налоговое законодательство не ставит право на вычет НДС в зависимость от того, на какой конкретно счет бухгалтерского учета приняты основное средство, оборудование, товар или иное имущество … момент возникновения права на применение налоговых вычетов по НДС не связан с регистрацией техники и документальным подтверждением данного факта, поскольку права на транспортные средства не подлежат обязательной государственной регистрации».