Компания заключила с генеральным директором договор об использовании личного автомобиля в служебных целях. В 2012-2014 годах директор получал денежные средства по расходно-кассовым ордерам подотчет на бензин. По окончании каждого месяца он представлял кассовые чеки на приобретение ГСМ, на основании которых составлялись авансовые отчеты.

По результатам выездной проверки ПФ доначислил компании страховые взносы, пени и штраф, установив, что путевые листы не отвечают требованиям, установленным частью 1 статьи 6 федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» - не содержат обязательные реквизиты: номер путевого листа, показания одометра, время выезда и возвращения, подпись водителя, информацию о маршрутах транспортного средства.

По мнению компании, выплаченные руководителю денежные средства в счет возмещения его расходов на приобретении ГСМ являются компенсационными выплатами, не подлежащими обложению взносами в соответствии с подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 9 закона 212-ФЗ. Кроме того, путевые листы не предназначены для учета поездок работников на своих личных автомобилях в служебных целях.

Суды трех инстанций (дело № А50-17861/2015) признали законным решение фонда, указав, что представленные путевые листы не позволяют идентифицировать расходы на ГСМ как производственные. Кроме того, доказательств разъездного характера работы директора не представлено. Расход денежных средств при использовании личного имущества при выполнении им своих трудовых обязанностей не подтвержден.

В решении кассации (Ф09-4056/2016 от 16.05.2016) указано: «сумма компенсации, выплачиваемая сотруднику организации за использование личного транспорта, не подлежит обложению страховыми взносами при условии, что использование транспортного средства связано с исполнением трудовых обязанностей. Размер возмещения указанных расходов при этом должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием транспортного средства для целей трудовой деятельности».

Суды признали спорные выплаты вознаграждением за выполнение трудовой функции, которое подлежит обложению страховыми взносами.