ООО «В» в рамках строительной деятельности заключило договор поставки стройматериалов с ООО «Д» и «Б» (поставщиками). ООО «В» заявило вычет в налоговой декларации по НДС, представив в подтверждение договоры поставки, счета-фактуры, книги покупок.

По результатам выездной проверки ООО «В» налоговая исключила вычеты по операциям с указанными контрагентами. Инспекция установила, что документы от имени контрагентов подписаны неустановленными лицами. Учредитель ООО «Б» отрицает руководство компанией, и поясняет, что фирмой фактически не руководила, а зарегистрировала ее по просьбе знакомого, которому затем передавала денежные средства, полученные на открытый ею расчетный счет. Контрагенты по месту регистрации не находятся, у них отсутствует необходимое для ведения деятельности имущество, документы по требованию инспекции не представлены.

Согласно банковским выпискам по расчетному счету ООО «Д» денежные средства, перечисленные полученные от истца, обналичивались путем снятия наличных на хозяйственные нужды либо перечисления по договору беспроцентного займа в адрес физлиц. Согласно банковским выпискам по расчетным счетам ООО «Б» произвело перечисление денежных средств за оплату материалов третьему лицу. При этом из товарных накладных, представленных последним, следует, что материалы со стороны ООО «Б» были получены лицом, отрицающим этот факт. Каким образом ее паспортные данные оказались в доверенности, она пояснить не смогла.

Суды трех инстанций (дело № А21-3605/2015) признали решение инспекции законным, обратив внимание, что налогоплательщик не отрицал, что им не была проявлена должная осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов. Директор по строительству истца пояснил, что не ознакомился с учредительными документами контрагентов, при подписании договоров и заключении сделок с ними официальные источники информации (интернет, реклама, СМИ) не использовались, не была проведена оценка риска неисполнения контрагентами обязательств и предоставления обеспечения их исполнения, не проверялось наличие у контрагентов необходимых ресурсов. Свидетель не смог пояснить, кто именно подписывал документы от имени названных контрагентов, с какого склада и каким образом доставлялись материалы.

Суды (постановление кассации Ф07-1965/2016от 11.05.2016) указали, что при выборе контрагентов истцом не была проявлена должная осмотрительность, следовательно, именно на нем лежит риск неблагоприятных последствий в виде отказа в вычете.