ВС вынес апелляционное определение от 25 февраля 2016 г. N АПЛ16-25 на свое решение от 24 ноября 2015 г. N АКПИ15-1111, о котором мы в свое время сообщали.

Истец - организация - оспаривал норму положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, согласно которой налогоплательщик должен создать условия для проверки фактического наличия имущества. В частности, следует обеспечить проверяющих рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой (приказ Минфина от 10 марта 1999 г. N 20н/ГБ-3-04/39).

По мнению компании, эта норма приводит к дополнительным материальным затратам налогоплательщика в виде оплаты труда, приобретения средств измерений. При этом согласно НК обязанности налогоплательщиков могут устанавливаться только актами законодательства о налогах и сборах. НК соответствующие обязанности не предусмотрены.

ВС отказал в удовлетворении как иска, так и апелляционной жалобы компании, указав на пункт 1 статьи 4 НК, которым предусмотрено право Минфина определять порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при выездной налоговой проверке. Закрепляя оспариваемое требование, Минфин не вышел за рамки своих полномочий.

Суд пояснил, что налогоплательщик обязан обеспечить налоговый орган при проведении инвентаризации только той рабочей силой и тем оборудованием, которые имеются у него. "Оспариваемое положение не требует от налогоплательщика осуществления каких-либо дополнительных затрат на приобретение того оборудования, которого у него нет в наличии к моменту проведения налоговым органом инвентаризации, а также не содержит предписаний о найме дополнительной рабочей силы", - указал ВС.