Компания обратилась в ВС (решение от 24 ноября 2015 г. N АКПИ15-1111), оспаривая пункт 2.7 положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, введенного приказом Минфина от 10 марта 1999 г. N 20н/ГБ-3-04/39.
Согласно данной норме налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить проверяющих рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой). По мнению компании, эта норма приводит к дополнительным материальным затратам налогоплательщика на обеспечение условий для проведения инвентаризации (оплату труда работников, приобретение средств измерений и прочее).
По мнению истца, из статьи 23 НК следует, что обязанности налогоплательщиков могут быть предусмотрены только актами законодательства о налогах и сборах. При этом статьями 31 и 89 НК не установлена обязанность налогоплательщика по обеспечению налогового органа рабочей силой или необходимым оборудованием для проведения инвентаризации.
ВС отказал в удовлетворении иска, указав на пункт 1 статьи 4 НК, которым предусмотрено право Минфина устанавливать порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при выездной налоговой проверке. Таким образом, закрепляя оспариваемое требование, Минфин не вышел за рамки своих полномочий и не установил требования, не предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Суд пояснил, что налогоплательщик обязан обеспечить налоговый орган при проведении инвентаризации только той рабочей силой и тем оборудованием, которые имеются у него.