На общественное обсуждение вынесен проект изменений в федеральный закон «О страховых взносах в ПФ, ФСС, ФФОМС». Законопроект вносит множество поправок в закон 212-ФЗ, затрагивающих администрирование взносов и электронный документооборот.

Как следует из пояснительной записки, в настоящее время плательщики, представляющие расчеты по начисленным и уплаченным взносам в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭП), как правило, направляют их через оператора электронного документооборота (ЭДО). В ответ фонд обязан направить подтверждение приема расчетов. При электронном документообороте между плательщиком и фондом могут возникнуть конфликтные ситуации, связанные с формированием, доставкой, получением, подтверждением получения электронных документов, а также использованием в данных документах электронной подписи. Поэтому, по мнению разработчика (Минтруда), существует необходимость законодательного закрепления участия операторов ЭДО в обмене документами в электронном виде, а также наделения фондов правом устанавливать требования, которым должны соответствовать такие операторы связи. Правда, в тексте законопроекта обнаружена только норма об установлении фондами требований к оператору ЭДО.

Все должностные лица одного и того же органа контроля за уплатой страховых взносов смогут подписывать исходящую от них корреспонденцию одной и той же усиленной ЭП. Сейчас подпись должна принадлежать должностному лицу, от которого исходит документ, а это существенно увеличивает нагрузку на линии связи и программное обеспечение фондов, замедляет прием и обработку документов. 

В настоящее время законодательством о взносах не предусмотрен механизм обеспечения «обратной связи» при взаимодействии фонда с плательщиком в электронном виде. Законопроектом устанавливается обязанность плательщика направлять в фонды квитанции о получении от фондов тех или иных документов.

Разработчики также утверждают, что законопроект повысит эффективность электронного документооборота при взаимодействии фондов с судебными приставами-исполнителями.

Кроме того, будет законодательно закреплено такое понятие как «кабинет плательщика страховых взносов» и порядок его использования. Плательщикам, у которых среднесписочная численность физлиц за предшествующий расчетный период составляет 25 человек и менее, можно будет передавать в фонды и получать от них документы (информацию) через личный кабинет с использованием усиленной неквалифицированной ЭП. Такое же право появится у вновь созданных организаций (в том числе путем реорганизации).

В настоящее время статьей 28 закона 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов предусмотрен срок хранения документов, подтверждающих исчисление и уплату взносов - шесть лет. Законопроектом предлагается установить сроки хранения в фондах расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на бумажных носителях - не менее шести лет, а в форме электронного документа - не менее 75 лет.

В пояснительной записке также говорится, что сейчас в случае необходимости корректировки базы для начисления взносов предшествующих отчетных (расчетных) периодов (на основании данных бухучета), которая не является ошибкой и не приводит к занижению суммы взносов (например, в случае выплаты работнику заработной платы за прошлые отчетные (расчетные) периоды при восстановлении на работе, перерасчета при увольнении работника сумм излишне ранее начисленных отпускных в случае предоставления отпуска авансом и т.п.), обязанности перерасчета базы предшествующих периодов у плательщика не возникает (уточним: закон 212-ФЗ оговаривает лишь право представить уточненный расчет). Плательщики по-разному отражают в отчетности эти ситуации, как представляя уточненный расчет за прошлые периоды, так и отражая изменения в текущей отчетности.

Вместе с тем, в таких ситуациях с корректировкой базы, которая не ведет к занижению суммы взносов за прошлые периоды, возникает необходимость корректировки данных персучета. Поэтому в таких случаях предлагается исключить возможность подачи уточненки - плательщик должен будет производить корректировку базы по взносам предшествующих периодов, а также данных о стаже и т.п., в расчете за текущий период.

Кроме того, при обнаружении плательщиком факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы взносов, плательщик сможет либо подать уточненный расчет, либо отразить "прошлые" корректировки в текущем расчете. В настоящее время установлена обязанность подачи в таком случае уточненки.

Также согласно законопроекту тариф взносов в ФСС 1,8% с доходов иностранных работников будет применяться в пределах установленной предельной величины базы для начисления взносов на соцстрах (сейчас нет оговорки насчет предельной базы).

Этот же законопроект, как мы уже сообщали, может привести к ограничению прав ИП на уменьшение налогов по УСН и ЕНВД на уплаченные взносы (если соответствующие поправки не будут внесены также в НК).