ООО «А» заявило налоговый вычет по НДС по товарам, приобретенным у ООО «П» на основании заключенного с ним договора о поставке оборудования и комплектующих к нему. По результатам камеральной проверки налоговой декларации инспекция отказала в вычетах, посчитав эти операции нереальными.

Инспекцией выявлено, что ООО «П» по юрадресу не находится, имущества и транспорта не имеет, численность сотрудников составляет 1 человек, вид экономической деятельности - производство строительных работ. При этом согласно результатам проведенной почерковедческой экспертизы и показаниям лица, указанного в качестве руководителя и учредителя контрагента договоры на поставку оборудования им не заключались, соответствующие документы не подписывались. 

В представленных к проверке счетах-фактурах содержатся сведения о странах происхождения закупленного товара - Германия и Франция, а также о номерах грузовых таможенных деклараций. Однако при сопоставлении грузовых деклараций, указанных в счетах-фактурах, со сведениями о ГТД, отраженными в ФИР «Таможня», установлено, что ввоз товара по указанным ГТД произведен позже, чем оформлены и выставлены счета-фактуры, а в ассортименте ввозимого товара закупленного товара нет, одна из деклараций, указанная в счете-фактуре, отсутствует в базе данных «Таможня».

Из выписки по расчетному счету ООО «П» следует, что котельное оборудование и комплектующие к нему оно не закупало, не осуществляло таможенные платежи, также не начисляло заработную плату, не производило оплату за аренду недвижимости и техники, налоги уплачивались минимальные. Кроме того, валютные счета у ООО «П» отсутствуют, импорт товаров этой фирмой не осуществлялся. Следовательно, контрагент не мог продать товар, который им не закупался.

К тому же, поступившие на расчетный счет контрагента от ООО «А» денежные средства за котельное оборудование прошли транзитом через расчетный счет ООО «П» и вернулись обратно проверяемой компании.

Суды четырех инстанций, включая коллегию судей ВАС (дело № А57-13358/2012) пришли к выводу о недостоверности сведений, указанных в представленных документах, нереальности хозяйственных операций и непроявлении истцом осмотрительности при выборе контрагентов. В передаче дела в президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора компании отказано.