Компания в качестве лизингодателя по договору лизинга приобрела оборудование в августе 2007 года и передала его лизингополучателю в мае 2008 года для выполнения монтажных и пусконаладочных работ. Данное имущество находилось у лизингополучателя до момента расторжения договора лизинга (май 2010 года), а затем было реализовано.

Компания (лизингодатель) не принимала к учету в качестве основного средства данное имущество и не включала его стоимость в базу по налогу на имущество.

По результатам выездной проверки компании доначислен этот налог, пени и штраф. Основанием послужило занижение среднегодовой стоимости имущества с мая 2008 - май 2010 года в связи с неучетом спорного оборудования. Компания обратилась в суд (дело № А56-35853/2012).

Суд первой инстанции удовлетворил иск компании, а апелляция отменила его решение. Оборудование приобретено компанией в целях извлечения прибыли, отвечало всем требованиям для квалификации его в качестве основного средства и находилось у лизингополучателя по договору лизинга, в период действия которого перепродажа этого имущества не предусматривалась. Следовательно, компания данное оборудование должна была отразить в бухучете по первоначальной стоимости, указанной в договоре купли-продажи.

Кассация направила дело на новое рассмотрение, в результате чего налог на имущество по данному оборудованию был скорректирован на сумму амортизации. При этом расчет налога на имущество был представлен компанией с учетом начисленной амортизации, срока полезного использования и не оспорен инспекцией. 

Коллегия судей ВАС согласилась с выводами апелляции и кассации и отказала компании в передаче дела в президиум ВАС.