Направление материалов дела в следственные органы во время действия обеспечительных мер суды признали незаконным, но не отменили. Оказывается, проведение незаконных следственных мероприятий не мешает ведению бизнеса.

По результатам выездной налоговой проверки фирмы инспекцией 30 марта 2012 года вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности, и доначислен НДФЛ за 2011 год, а также пени и штраф. На основании указанного решения выставлено требование об уплате доначисленных налога, пеней и штрафов со сроком исполнения до 17 июня 2012 года.

Не согласившись с решением инспекции, компания обжаловала его в суде. В рамках дела, по ходатайству компании, приняты обеспечительные меры, которыми приостановлены до вступления в законную силу судебного акта по делу решения инспекции от 30 марта 2012 года.

В период действия обеспечительных мер (3 сентября 2012 года) инспекция на основании пункта 3 статьи 32 НК направила материалы выездной налоговой проверки в следственный отдел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Компания, полагая, что в период действия обеспечительных мер налоговый орган не имел оснований для направления соответствующих материалов в следственные органы, обратилась в арбитражный суд (дело А46-30437/2012).

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 НК, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик не оплатил суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств, направить материалы в следственные органы для возбуждения следствия по уголовному делу.

Суды трех инстанций пришли к выводу, что у инспекции не было оснований направлять в данные органы материалы налоговой проверки до отмены обеспечительных мер. Кроме того, размер недоимки, подлежащей уплате фирмой, не был подтвержден вступившими в законную силу судебными актами.

При этом суды разъясняют, что для признания ненормативного акта недействительным необходимым условием является доказательство налогоплательщиком факта нарушения его конкретных прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности. 

В решении кассации указано: «осуществление следственными органами действий в рамках предварительной проверки, предоставление следственным органам по их представлению материалов (документов) не свидетельствуют о том, что права Общества как субъекта предпринимательской деятельности были нарушены, что возникли препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности (например, при заключении и исполнении контрактов, получении лицензий и т.п.)». Следовательно, требования компании удовлетворению не подлежат.

Компания обратилась в ВАС для пересмотра дела в порядке надзора, но коллегия суде ВАС согласилась с судами трех инстанций.