Переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС может выйти компаниям боком. Издержки бизнеса вырастут, если налоговики доначислят налог вместе со штрафами и пенями, пишут "Ведомости".

С 2007 г. экспортеры подают единую декларацию по налогу на добавленную стоимость, сразу уменьшая платеж в бюджет на сумму налога, перечисленного поставщикам, в том числе вывозимых товаров. Теперь для возврата НДС, уплаченного поставщикам, экспортеру не нужно ждать разрешения чиновников и добиваться возврата налога в судах. У компаний появляются дополнительные оборотные средства. Минфин подсчитал, что бюджет из-за этого недополучит 140 млрд руб.

Но применение нового порядка создает новые риски. Налоговики могут проверять декларации экспортеров три месяца и в итоге решить, например, что предприятие не имело права на нулевую ставку НДС. Раньше бы налоговики отказали в возмещении, а теперь будут доначислять налог, пени и штрафовать предприятие.

Пока компании не столкнулись с этой проблемой — они сдавали декларации по НДС 20 февраля и 20 марта, чиновники сейчас их проверяют. Первые решения о доначислении могут появиться в мае.

Особые проблемы у транспортных компаний, обслуживающих экспортеров. Раньше у них было 180 дней на сбор документов, подтверждающих право на уплату НДС по ставке 0%. Теперь это право осталось у железнодорожников, а остальным перевозчикам Налоговый кодекс дает время лишь до 20-го числа каждого месяца. Не успев собрать документы, перевозчик должен будет заплатить налог, а потом его возвращать. Контрагенты перевозчика тоже не смогут вычесть перечисленный ему НДС.