Вслед за Российским союзом промышленников и предпринимателей и «Деловой Россией» (см. номера «Газеты» от 9.03.07 и от 15.03.07) свое отношение к разработанному Минфином и утвержденному правительством проекту "Основных направлений налоговой политики на 2008-2010 годы" сформулировала общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА России».
Предприниматели решили, что «амбициозные планы правительства по обеспечению интенсивного развития экономики требуют нетривиального подхода к формированию налоговой системы государства, содействующей или по крайней мере не препятствующей динамичному и устойчивому экономическому росту и повышению конкурентоспособности страны». А подход Минфина показался им достаточно тривиальным и во многом вредным.
«Наши налоги во многом смотрятся более привлекательно, чем за рубежом, но эффективность их взимания не может нас не настораживать», - заявил вчера на заседании президиума «ОПОРЫ России» ее президент Сергей Борисов. По его мнению, оценивая уровень налоговой нагрузки в России, необходимо учитывать не только ставки налогов, но - в первую очередь - административные издержки, которые зачастую составляют более 10% от выручки. Именно поэтому снижение реальной налоговой нагрузки должно стать одним из основных приоритетов налоговой реформы.
«У нас приличная разница между декларируемыми налоговыми ставками и реальной эффективной ставкой, которую мы платим. У налоговых органов всегда найдется пять-шесть внутренних инструкций, из которых следует, что все налогоплательщики - враги народа», - пояснил глава налогового комитета «ОПОРЫ России» Александр Паперно.
Рецепта решения этой проблемы не знают не только предприниматели, но и Минфин. Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин честно признался, что провести налоговую реформу и сформировать «в целом соответствующее текущему моменту» законодательство оказалось «гораздо проще и быстрее», чем решить проблему правоприменительной практики. По его словам, нужны институциональные реформы: только когда весь госаппарат начнет работать лучше, лучше заработают и налоговики. Пока же Минфин занимается выполнением поручения президента и разрабатывает критерии оценки эффективности работы налоговых органов. «Критерии не станут лекарством от всех проблем, но это шаг в нужном направлении», - заявил Трунин. Кроме того, в Минфине обсуждается и возможность введения специальных механизмов ответственности для налоговиков за принимаемые ими решения.
Предприниматели же потребовали от Минфина новых шагов. Главным образом в части дальнейшего снижения налоговых ставок. Во-первых, они предложили отменить НДС, так как он является «самым коррупционным налогом в стране». «НДС - это папа контрабанды, серой зарплаты и фирм-однодневок», - заявил Паперно. Кроме того, «ОПОРА России» выступила за реформирование системы взимания единого социального налога (ЕСН). По подсчетам предпринимателей, сейчас уровень налоговой нагрузки на фонд оплаты труда превышает 70%, следовательно, ее срочно нужно сокращать (власти - см. стр. 5 - весьма оригинально "пошли навстречу требованиям бизнеса": ЕСН фактически будет повышен). Третье требование собравшихся - возврат инвестиционной льготы по налогу на прибыль, позволявшей налогоплательщикам экономить на налоге в случае инвестирования средств в развитие производства. «У государства сейчас накопился достаточный слой жира, чтобы предлагать новые налоговые модели. Даже в случае неудачи обойдется без глобальных проблем», - заявил Паперно.
Но порадовать предпринимателей представителю Минфина оказалось нечем. Тезис первый - лишних денег на налоговые эксперименты у государства нет. Второй - «уровень коррупции в налоговых органах не сильно зависит от того, какой налог взимается». А потому даже в случае отмены НДС «эффективная ставка налога не упадет, а его административная составляющая, напротив, усилится», так как «налоговой службе все равно, что, с кого и по каким ставкам собирать».
Дефлятор Кудрина разоряет малый бизнес
"ОПОРА России" выступила против изменения порядка налогообложения малых предприятий единым налогом на вмененный доход (ЕНВД), введенного Министерством финансов с 1 января 2007 года. Речь идет об увеличении коэффициента, используемого при расчете доходности налогоплательщика, с которой, собственно, и взимается налог. Позицию предпринимателей разделяет и Министерство экономического развития и торговли. Замминистра Андрей Шаронов написал письмо на имя вице-премьера Александра Жукова, в котором выразил опасения, что в результате слишком сильного увеличения коэффициента потери субъектов малого предпринимательства составят 7 млрд рублей и в 1,8 раза превысят размер выделяемых на поддержку малого бизнеса средств федерального бюджета. Шаронов также призвал вице-премьера "проанализировать правовые основания определения порядка исчисления налога".
Свою позицию относительно расчета величины коэффициента, учитываемого при взимании ЕНВД, Минфин изложил в письме от 2 марта 2007 года. Она такова: коэффициент-дефлятор, устанавливаемый на текущий год (чем он больше, тем больше и сумма налога), должен учитывать изменение потребительских цен не только за прошлый год, но и за предыдущие периоды, в которых такой коэффициент устанавливался. В частности, по мнению Минфина, коэффициент К1 в 2007 году должен рассчитываться путем умножения дефлятора 2006 года (1,132) на дефлятор 2007 года (1,096) и составить 1,241. По мнению же МЭРТа, К1 в 2007 году должен быть равен 1,096. "Инициатива Минфина может негативно отразиться на наиболее уязвимых представителях малого бизнеса из сфер мелкорозничной торговли и услуг населению: владельцах магазинов шаговой доступности, парикмахерских и других социально значимых объектов", - считает "ОПОРА России".
Газета