При назначении повторной выездной налоговой проверки краевое Управление ФНС должно доказать необходимость, обоснованность и законность такой проверки. И назначается она с целью контроля за деятельностью нижестоящей инспекции, а не для дополнительного поиска «улик» против налогоплательщика.

ФАС Северо-Кавказского округа 20 августа 2012 г. вынес кассационное постановление по делу № А63-12655/2011, отклонив жалобу Управления ФНС РФ по Краснодарскому краю на решения судов первой и апелляционной инстанций.

Как следует из материалов  дела, в сентябре 2009 г. налоговой инспекцией была назначена выездная налоговая проверка предпринимателя по начислению и перечислению УСН, НДС, ЕСН, НДФЛ  за период 2006-2008 гг.

По результатам проверки был составлен акт и вынесено решение о привлечении ИП к налоговой ответственности. После обжалования данное решение было частично отменено решением Управления ФНС РФ по Краснодарскому краю.

Основанием для отмены, как указано в судебных решениях, явилось отсутствие, в том числе в акте проверки, документально подтвержденного налогового правонарушения, необоснованное применение  ставок НДС, неправильное проведение расчетов налогов проверяющими. В результате отмены налоговые санкции на ИП уменьшились на 52 млн. рублей.

То есть решение, принятое по результатам первоначальной проверки, отменено Управлением в порядке административного контроля ввиду его необоснованности и незаконности.

В июне 2011 г. была проведена внутренняя аудиторская проверка решения Управления ФНС РФ.
В результате этой проверки был составлен акт, в котором указывалось, что частично отменяя решение Межрайонной ИФНС, управление не воспользовалось своим правом на проведение повторной выездной налоговой проверки в целях контроля за деятельностью нижестоящей инспекции.

Поэтому УФНС России по Ставропольскому краю было вынесено решение о назначении повторной  выездной проверки в соответствии с пп. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ.

Основанием для назначения повторной проверки, как указывали представители управления в суде, послужило мнение проверяющих из внутреннего аудита УФНС.

Суд пришел к выводу, что данная проверка, хотя и оформлена управлением в порядке п. 10 ст. 89 НК РФ, фактически таковой не является, поскольку ее целью был не контроль за деятельностью Межрайонной ИФНС, а поиск и документальное закрепление неподтвержденных в отмененном решении сведений о налоговых правонарушениях.

А это уже нарушает права налогоплательщика. В п. 5 ст. 89 НК указано, что налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Это противоречит позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 25.05.2010 № 17099/09, что таком случае назначение повторной проверки не может  рассматриваться как законное и затрагивает права предпринимателя.

Суды всех трех инстанций пришли к выводу, что назначение повторной выездной налоговой проверки в  порядке контроля за деятельностью налогового органа, осуществившего первоначальную проверку, в данном случае, по существу является только предлогом. Ведь фактически она была назначена после внутренней проверки Управления ФНС, и её настоящей целью являлся возврат «упущенных», в результате неправильного оформления результатов проверки, налогов, штрафов и пеней.

Суды признали, что такая цель не отвечает критериям необходимости, обоснованности и законности и превращается в неправомерное обременение для налогоплательщика. Решение о проведении повторной выездной налоговой проверки суды признали недействительным.