Потенциальным клиентам раздавалась рекламная продукция. Ее стоимость не превышает 100 рублей. Данная операция относится к необлагаемым (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). И нельзя вычесть «входной» НДС, уплаченный поставщикам рекламных сувениров. Об этом заявляют чиновники (письмо УФНС России по г. Москве от 09.02.10 № 16-15/13276 и др.). Они предлагают относить «входной» НДС на увеличение стоимости сувениров.

У ФАС Московского округа иное мнение (постановление от 23.03.12 № А40-47825/11-116-132). Арбитраж согласился с тем, что НДС не определяется. Но отклонил ссылку на статью 149 НК РФ. Если товары использованы для рекламы, то это нужно самому налогоплательщику. Значит, им выполнена передача товаров для собственных нужд и их стоимость полностью исключена из облагаемой прибыли. Начисление НДС противоречит подпункту 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ. Его применение не зависит от стоимости передаваемых ценностей.

Далее ФАС Московского округа пояснил:  реклама направлена на увеличение выручки от реализации. То есть доходов, облагаемых НДС. С их получением связана и закупка сувениров. Раз они предназначены для деятельности, по которой взимается НДС, то «входной» налог вычитается. Основание – подпункт 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ.

Близкий спор рассмотрен в постановлении ФАС Московского округа от 31.01.11 № КА-А40/17869-10. Им арбитраж также поддержал налогоплательщика.