В правительстве спорят, продлевать ли льготы по налогу на прибыль для сельхозпроизводителей. За продление Минсельхоз и депутаты от «Единой России». Они предупреждают: в противном случае продовольственный рынок страны потеряет больше, чем выиграет бюджет. Но Минфин предлагает льготу отменить.

В правительство поступил проект закона о продлении до конца 2014 года нулевой ставки по налогу на прибыль для аграриев. Речь идет о крупных и средних компаниях, не перешедших на уплату единого сельхозналога. На 2015–2016 годы для них предлагается установить льготную ставку 18% от прибыли (для большинства налогоплательщиков — 20%). С 2004 года Налоговый кодекс освобождает сельхозпроизводителей от уплаты налога на прибыль. Льготу вводили на два года, но уже несколько раз продлевали.

Судя по оказавшемуся в распоряжении «МН» письму заместителя главы Минсельхоза Александра Петрикова, отправленному 15 апреля в аппарат правительства, это ведомство полностью поддерживает инициативу депутатов Госдумы Геннадия Кулика, Глеба Хора и Виталия Шубы. Но так как речь идет о налоговых льготах, готовить проект правительственного отзыва на законопроект поручено Минфину. А там возражают против очередного продления нулевой ставки: это снизило бы поступления в федеральный и особенно в региональные бюджеты.

Минсельхозу пришлось подготовить дополнительные обоснования в пользу продления льготы для аграриев. В письме замминистра утверждается, что данная мера господдержки сельхозпроизводителей оказалась очень эффективной. Доля убыточных хозяйств с 2004 по 2010 год сократилась с 37 до 29%. Объем реализации аграрной продукции за это же время вырос в два с половиной раза, превысив триллион рублей.

Но поддержка аграриям пока необходима, особенно «хозяйствам, пострадавшим от суровой засухи 2010 года», говорится в письме Александра Петрикова. По его словам, последствия этой засухи будут негативно сказываться на работе сельхозпроизводителей в 2011–2013 годах.

С отменой льготы, отмечает Петриков, речь фактически идет о том, что «часть субсидий, выделенных из федерального бюджета, будет направлена на уплату налога на прибыль, а не на развитие основного сельскохозяйственного производства». Рентабельность крупных товарных хозяйств, на которые в основном и рассчитана льгота по налогу на прибыль, находится в пределах 15%. И вся эта «прибыль» сформирована в основном благодаря бюджетным субсидиям разного уровня. В 2009 году их объем превысил 60 млрд руб. Без субсидий сельхозпроизводители получили бы убыток в 15 млрд рублей.

В Минсельхозе подсчитали: в случае отмены льготы по налогу на прибыль в 2013–2014 году хозяйства перечислят в бюджет 16,3 млрд руб. Но при этом крупные производители, в прошлом году поставившие на рынок более половины всей сельхозпродукции, снизят объем производства почти на 19 млрд руб. Инвестиционная привлекательность отрасли понизится. Особенно пострадает молочное и мясное животноводство, опасаются в министерстве.

Сельское хозяйство — одна из самых низкодоходных отраслей нашей экономики, соглашаются эксперты. «У нас и так крестьянин получает в разы, в десятки раз меньше поддержки, чем в Европе, — возмущается депутат Госдумы, экс-министр сельского хозяйства Виктор Семенов. — Инвесторы туда толпами не бегут».

Семенов уверен, что «льготой поддерживается не столько крестьянин, сколько потребительский рынок продовольствия, которым в первую очередь пользуются горожане». Депутат убежден, что через два года вновь встанет вопрос о продлении льготы по налогу на прибыль. А председатель совета Ассоциации крестьянских хозяйств (АККОР) Вячеслав Телегин предлагает пойти дальше и сделать ее более справедливой, распространив на 200 тыс. личных подсобных хозяйств. Они как физические лица вынуждены платить с фактической прибыли подоходный налог в 13%.

Из-за этой льготы много бюджет не потеряет, убеждена Александра Суслина из экономической экспертной группы. Но она обращает внимание, что налог на прибыль только частично является федеральным: 90% его поступает в региональные бюджеты. Она разделяет точку зрения Минфина, что решения о предоставлении льгот по таким налогам должны приниматься на местах. «Им лучше видно, кому и как нужно давать эти льготы. Когда же льготы предоставляются на федеральном уровне, то достаются всем подряд — и жизнеспособным предприятиям, и тем, кого лучше было бы реорганизовать, — считает Суслина. — Невозможно постоянно из бюджета поддерживать убыточные предприятия, как бы жестоко это ни звучало с социальной точки зрения».