Общество отразило в составе внереализационных расходов отрицательную курсовую разницу. Спорные затраты возникли в связи с заключением и исполнением организацией договоров комиссии, где она выступала комиссионером.

Налогоплательщик пояснил, что по условиям договоров, выручка от продажи на экспорт перечислялась комитентам за вычетом комиссионного вознаграждения. Но часть валюты, которая поступала от иностранных покупателей авансом, удерживалась обществом для оплаты предстоящих расходов по экспорту (оплата экспортных пошлин, комиссий банка за перевод валютных средств и осуществление валютного контроля). Комитент возмещал расходы на основании счетов-фактур, выставленных компанией за понесенные расходы.

Однако налоговый орган курсовые разницы в качестве затрат не принял. Данные расходы могли быть признаны дважды (у комиссионера и комитента). Кроме того, иностранная валюта, поступившая на счет организации, включая возмещение понесенных расходов (за исключением вознаграждения комиссионера), не является его собственностью. Данные денежные средства не образуют у организации курсовую разницу, поэтому не являются внереализационными расходами. Однако суд решил, что отрицательные курсовые разницы неправомерно были исключены из состава расходов.

Постановление ФАС Московского округа от 4 февраля 2011 г. № КА-А40/17731-10