В 2011 году фискальная нагрузка увеличится на 2% ВВП, сообщил в пятницу вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, отметив, что это не временная мера, а новый тренд.
«Мы переходим к тенденции повышения налогов», – предупредил он, признав, что у страны было два пути – повышать эффективность государственных расходов или наращивать налоговую нагрузку, и мы выбрали второй. По мнению независимых экспертов, такой выбор в корне противоречит целям модернизации экономики.
По словам главы Минфина, дефицит федерального бюджета в текущем году будет ниже официального прогноза и составит 4,6% ВВП. Его можно было бы обнулить путем отказа от налоговых льгот, которые сейчас составляют около 5% ВВП. Планов ликвидировать все льготы нет, тем не менее бюджетную дыру будут затыкать именно за счет увеличения налоговой нагрузки: со следующего года – на 2%, и дальше в том же духе. Известно, что в 2011году повысятся с 26 до 34% ставки страховых взносов с работодателей, вырастут акцизы на алкоголь, табак и бензин. Уже началось постепенное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который в течение трех лет вырастет на 80% для газа и на 12% для нефти.
Впрочем, население куда больше волнуют другой налог, который власти также намерены повышать – на имущество. Как сообщил г-н Кудрин, Минфин рассчитывает в течение пяти лет постепенно повышать поступления от этого вида налогов, улучшая их администрирование и привязывая их к рыночной оценке имущества.
В первую очередь это касается недвижимости, в том числе и жилой, стоимость которой для налогообложения сейчас берется по оценке БТИ, что в десятки раз ниже реальной рыночной цены квартиры. Если брать налог с рыночной стоимости, то государство получит немалый дополнительный доход, а вот население – налоговое бремя невиданного прежде размера.
Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева считает, что выбор властей, решивших в первую очередь повышать не эффективность расходов, а налоги, в корне не верен. «Чтобы выйти из кризиса и осуществить структурный сдвиг экономики, мы, наоборот, должны снижать налоги, и прежде всего на те сектора, в сторону которых мы хотим осуществить этот сдвиг, – пояснила она «НИ». – Поэтому сейчас мы должны снижать налог на добавленную стоимость, провоцирующий инфляцию и дестимулирующий обрабатывающую промышленность. Ведь он берется с тех, кто работает на внутренний рынок, а экспортеры (у нас это в основном сырьевики) его не платят». Также, по словам депутата, необходимо снижать нагрузку на малый бизнес, на инновационный бизнес, предоставляя им налоговые льготы. Что же касается дыры в бюджете, то, по словам г-жи Дмитриевой, у властей есть и другие способы, чтобы ее заткнуть. «За счет сверхдоходов от нефтегазового экспорта мы вполне можем заткнуть все дыры и не повышать, а, наоборот, снижать налоги на другие сектора экономики», – уверена эксперт. По ее словам, необходимо отказаться от использования этих денег в качестве стабилизационного фонда, и вместо того чтобы хранить их в иностранных ценных бумагах, направить на использование внутри собственной страны.
Доцент кафедры фондового рынка и рынка инвестиций ГУ-ВШЭ Антонина Степина считает, что особенно большие неприятности может доставить всем повышение страховых выплат. «Крупный бизнес, а это в основном монополисты, просто повысит цены, а труднее всего придется малому и среднему бизнесу, который раньше платил всего 14%, а теперь – 34%, – заметила она «НИ». – Это приведет либо к уходу бизнеса в «тень», либо к частичному закрытию предприятий. А те, кто выживет, тоже поднимут цены. Поэтому я ожидаю роста инфляции как результат повышения страховых выплат». По словам эксперта, еще одна неприятность заключается в изменении статуса самого ЕСН, который раньше являлся налогом и учитывался при оценке общей налоговой нагрузки. Сейчас же это не налог, поэтому чисто формально налоговая нагрузка у нас снизилась, а значит, есть повод и соблазн говорить о ее увеличении.