Возвращение моды 1990-х на налоговые льготы для "любимых" компаний консервирует архаичную структуру российской экономики и перечеркивает надежды на реформы и развитие, полагает главный налоговый чиновник страны.

Сергей Шаталов, замглавы уступающего позиции лоббистам налоговых льгот Минфина, предрек в пятницу волну злоупотреблений и назвал особый режим тормозом для технологического обновления и обузой для бизнеса, не имеющего благодетелей у власти.

"Мы опять начинаем двигаться в сторону тех или иных льгот, - сказал Шаталов на "Гайдаровских чтениях". - На мой взгляд, это неправильная позиция, неверная логика. Но эта логика становится все более активной сегодня".

"У нас в экономике довольно много проблем, некоторые требуют больших серьезных решений, но эти решения не принимаются и тогда видят, что самое простое - это дать налоговые льготы".

Последнее время правительство Владимира Путина увлеклось предоставлением льгот нефтяной отрасли. С 2010 года оно обнулило экспортную пошлину для 22 месторождений Восточной Сибири, а с 1 июля вернуло налог для крупных месторождений, но пониженный. С 2011 года ставки для них вернутся к норме, однако льгота для крупнейшего Ванкорского месторождения государственной Роснефти продлена как минимум на четыре месяца по просьбе руководства компании, совет директоров которой возглавляет вице-премьер Игорь Сечин.

Преференции порождают злоупотребления, уничтожают конкуренцию, переносят нагрузку на тех, у кого нет лоббистских возможностей, сетует Шаталов. Заявленных целей льготы достигают крайне редко.