Планы модернизации за счет ресурсов сырьевого сектора в России, похоже, забыты. В ближайшие три года правительство планирует повысить налоговую нагрузку на экономику. В расчете на душу населения рост налогов составит в 2011 году около 8 тыс. руб., а в 2013 году – более 19 тыс. руб. Пострадают от этого прежде всего несырьевые сектора экономики, которые могли стать «локомотивами модернизации». Эксперты предсказывают возврат к серым схемам и даже свертывание производства.

В понедельник вечером премьер-министр Владимир Путин на совещании в Новом Уренгое поручил Минфину и Минэкономразвития (МЭР) решить вопрос о льготах для газодобывающих компаний, которые будут работать на шельфе и в сфере производства сжиженного природного газа (СПГ).

«Напомню, мы использовали стимулирующие механизмы для освоения новых нефтяных месторождений, освободили нефтяников от уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Поэтому считаю, что можно подумать и о налоговых льготах для компаний, которые занимаются новыми газовыми проектами», – сообщил Путин.

Однако льготы сырьевикам возможны только за счет других участников экономической деятельности. Пока правительство не отказалось от политической задачи сокращения бюджетного дефицита, уменьшение налогов для сырьевиков означает неизбежный рост налогов в других секторах экономики. В том числе и в тех, на которые могла бы опираться модернизация и диверсификация экономики.

Нефтегазовые налоговые доходы федерального бюджета в 2011 году снижаются по сравнению с 2010 годом на 0,2% ВВП, а в 2013 году это снижение составит уже 0,7% ВВП к уровню текущего года – отмечают экономисты Центра развития Высшей школы экономики (ЦРВШЭ). «Значит, налоговая нагрузка на бизнес, не связанный с добычей нефти и газа, в 2011 году возрастет на 2,5% ВВП, а к 2013 году на 4,3% ВВП», – говорит директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко. «Многострадальный российский бизнес может этого просто не вынести, и экономике не удастся выйти на намеченные объемы ВВП, – делают вывод экономисты ВШЭ. – И если это случится, то под удар будет поставлена вся бюджетная конструкция».

Между тем в подготовленном в МЭРе «Прогнозе социально-экономического развития РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» говорится, что налоговая нагрузка на экономику возрастает с 30,7% ВВП в 2010 году до 33,2% ВВП в 2011 году (на 2,5%) и до 33,9% ВВП в 2013 году (на 3,2%). Также, по данным МЭРа, для предприятий, не связанных с производством углеводородов, налоговая нагрузка возрастет на 2,5% в 2011 году и на 3,4% в 2013 году. Похожие цифры называл неделю назад на пленарном заседании Совета Федерации и глава Минфина Алексей Кудрин: «Налоги возрастут на 2,3% в 2011 году по отношению к уровню 2010 года. К 2013 году дополнительная нагрузка на весь бизнес вырастет на 3,6%». Обратим внимание: в проекте закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» в следующем году ВВП прогнозируется в размере 50,4 триллиона рублей, а в 2013 году – в размере почти 62 триллионов рублей. Это значит, что рост налогов в следующем году составит более 1 триллиона рублей, а в 2013 году – около 2,6 триллиона рублей. И 2,6 триллиона рублей – это свыше 19 тысяч рублей в расчете на каждого жителя РФ, включая новорожденных и стариков.

В озвученных Кудриным цифрах экономисты Центра развития увидели возможный новый налоговый сюрприз. Помимо обнародованных планов по изменению налоговой нагрузки Минфин, похоже, имеет еще что-то «в рукаве», предполагают эксперты. И это «что-то» специалисты ВШЭ оценивают примерно в 2% ВВП. «Сюда могут, например, попасть введение налога на недвижимость, увеличение акцизов на алкогольные напитки более быстрыми темпами, чем акцизов, поступающих в федеральный бюджет. Этого явно недостаточно, но дальше наша фантазия не работает, – описывают ситуацию в Центре развития. – Вероятно, появятся какие-то новые налоги».

Эксперты «НГ» отмечают, что государство не столько «льготирует по налогообложению» нефтегазовый сектор, сколько не учитывает необходимость льгот или хотя бы неповышение налогов для других отраслей. «Негативный эффект для предприятий, не связанных с нефтью и газом, объясняется тем, что они гораздо менее прибыльны, чем предприятия, занимающиеся добычей и продажей природного сырья», – поясняет ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Ширяев. «Перед Россией стоит задача – уход от сырьевой зависимости. Задача сверхсложная, а времени остается совсем немного, возможно, всего несколько лет. Один из механизмов решения – перераспределение сверхдоходов сырьевого сектора с помощью налогов в более перспективные сектора. Делать наоборот – путь в никуда», – обращает внимание начальник отдела экономического анализа Евразийского банка развития Евгений Винокуров.

Реакция бизнеса на повышение налогов не будет отличаться оригинальностью, уверены эксперты. «Малый бизнес, который не имеет большой маржи, начнет уводить свои доходы в тень, а большой бизнес станет разрабатывать более сложные схемы по снижению налогового бремени. Среднему сегменту придется хуже всего, поэтому могут ускориться процессы слияний и поглощений», – полагает руководитель департамента налогового и финансового консалтинга компании «Интерком-Аудит» Андрей Приходько. Кроме того, все издержки на уплату налогов бизнес постарается переложить на конечного потребителя. «Любое увеличение налогового бремени уменьшает конкурентоспособность российского бизнеса на международной арене. И увеличивает его стремление к минимизации своих издержек, в том числе расходов на оплату труда. Поэтому скорее всего бизнес не умрет и будет чувствовать себя более или менее нормально, но населению придется несладко», – добавляет Приходько.

Увеличение налоговой нагрузки в России, в % ВВП
  2009 2010 2011 2012 2013
Налоговая нагрузка (прогноз ЦР ВШЭ) 31 32,3 34,6 34,1 34
Налоговая нагрузка (прогноз МЭР) 30,7 30,7 33,2 33,5 33,9
В том числе:
Нефтегазовые доходы 7,6 8,3 8,1 7,9 7,5
Налог на прибыль 3,2 4,9 5 4,8 4,8
НДФЛ 4,3 4,4 4,2 4,2 4,2
НДС 5,2 5,1 5,6 5,6 5,7
Акцизы 0,9 1,1 1,2 1,3 1,6
Таможенные пошлины 6,4 6,2 6,7 6,5 6,3
НДПИ и налоги на природные ресурсы 2,8 3,2 2,9 2,8 2,8
Социальные налоги и отчисления 5,4 5,5 6,9 6,8 6,8
Прочие 2,7 2 2 2 2
Источники: Минэкономразвития (МЭР), Центр развития Высшей школы экономики (ЦР ВШЭ).