Россия и Кипр намереваются подписать Протокол к действующему Соглашению "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал", который позволит вычеркнуть Кипр из российского "черного списка".

Две страны инициировали пересмотр Cоглашения об избежании двойного налогообложения еще в апреле 2009 года. В конце прошлого месяца, 27 сентября, Министр финансов Кипра Харилаос Ставракис прилетал в Москву для встречи с российской стороной, которую представлял Игорь Манилов, заместитель Министра экономического развития, для "подтверждения, что формулировки договора выгодны для обеих сторон", – как сообщило издание Cyprus Mail. Окончательное подписание документа ожидается во время текущего визита президента России Дмитрия Медведева на Кипр. Подписание Протокола к Cоглашению об избежании двойного налогообложения (которое было заключено между Кипром и Россией 5 октября 1998 года), позволит исключить Кипр из списка "не сотрудничающих стран". Среди наиболее обсуждаемых нововведений по данному Соглашению стали: доходы от отчуждения имущества и обмен информацией.

Доходы от отчуждения имущества

Поправка в статью 13 изменит налогообложение отдельных видов доходов, а именно: доходы, полученные резидентом одного государства от отчуждения акций предприятия, более чем на 50% стоимости активов которого составляет недвижимое имущество, находящееся в другом государстве, может подлежать налогообложению в таком другом государстве. То есть, если компания, зарегистрированная на Кипре, продаст акции российской компании, активы которой более чем на 50% состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории России, то налог на доходы будет уплачиваться на территории РФ в размере 20% (в то время как на Кипре купля-продажа акций налогом не облагается). Указанный принцип заимствован из Модельной конвенции ОЭСР, предусматривающей, что подобные доходы должны облагаться налогом в стране нахождения имущества, подобная норма уже давно содержится и в ст. 309 НК РФ, и в законодательстве Кипра, но Соглашение имеет приоритет.

Здесь стоит учесть два положительных момента: во-первых, данная норма вступит в силу "с начала календарного года, следующего за истечением четырехлетнего периода с даты вступления Протокола в силу". Во-вторых, указанная норма не распространяется на отчуждение акций при реорганизации компании, при отчуждении акций, полученным пенсионным фондом и правительством, а также акций, котирующихся на признанных фондовых биржах.

Обмен налоговой информацией

Изменения в ст. 26 предусматривают увеличение объема предоставляемой сторонами информации, а именно информации, касающейся налогов любого вида или наименования. Договаривающиеся государства теперь не могут отказать в предоставлении информации на основании того, что в ней нет необходимости для собственных налоговых целей, а также основанием к отказу не может являться то обстоятельство, что информацией располагает банк, номинальное лицо, агент или доверительный управляющий.

Раскрытие указанной информации не будет осуществляться автоматически, механизм получения конфиденциальной информации подчиняется местному законодательству, а именно: запрос о предоставлении информации должен иметь веские основания и сопровождаться пакетом необходимых документов, указывающих личность лица, в отношении которого проводится расследование; должно быть предоставлено описание запрашиваемой информации; налоговая цель получения информации; причина, по которой считается, что указанная информация может находиться в распоряжении налоговых органов Кипра или под контролем какого-либо лица на Кипре (с указанием имени и адреса лица, которое располагает указанной информацией); заявление, что предоставление запрашиваемой информации предусмотрено законодательством и административной практикой запрашиваемого государства; заявление, что запрашиваемое государство предприняло все необходимые меры в своей стране для получения запрашиваемой информации перед обращением к властям Кипра. Указанная информация может быть предоставлена только после получения письменного согласия от Генерального прокурора Кипра о соответствии запроса требованиям, установленным в законе.

В целом, после вступления в силу Протокола, очевидно, будет наблюдаться сокращение количества компаний, регистрируемых на Кипре, а центр интересов будет смещен в сторону таких государств как Великобритания, Нидерланды, Люксембург. Но вряд ли эти компании смогут долго конкурировать с Кипром, ведь таким набором налоговых преимуществ не обладает больше ни одна страна.