Покупатели учитывают премию за объем закупок в доходах. УФНС против того, чтобы агент списывал в расходы скидки покупателям.

Газета "Учет. Налоги. Право" обобщила разъяснения московского УФНС за год о том, как, по их мнению, надо учитывать премии и скидки, выплаченные по договорам поставки.

Разъяснения касаются и продавцов, и покупателей. В большинстве случаев позиция ФНС совпадает с точкой зрения Минфина.

Так, налоговики разъяснили, что покупатели всегда учитывают в доходах премии за выполнение условий договора. А вот продавцы, по мнению УФНС, могут списать премии в затратах, только если заключен договор купли-продажи или поставки товаров. В случае с агентским договором бонусы в расходы включать нельзя. Однако у компании есть основания с этим спорить.

Выплаты сотрудникам, которые можно учесть в расходах:

Ситуация Разъяснения московских инспекторов Комментарий «УНП»
Продавец заплатил премию покупателю за выполненные условия договора поставки. Когда сумму этой премии продавец может учесть в расходах при методе начисления? Продавец учитывает премию в расходах на дату предъявления покупателю документов, которые служат основанием для расчетов. Это, в частности, следует из положений статьи 272 Налогового кодекса (письмо* от 08.06.10 № 16-15/060616 @ ) Скидки учитываются в том периоде, в котором они должны были быть предоставлены по условиям договора (письмо Минфина России от 02.03.10 № 03-03-06/1/98). Если договором не установлена дата выплаты премии, расходы признаются на дату предъявления документов, служащих основанием для расчетов (письмо Минфина России от 26.04.10 № 03-07-11/145)
Покупатель получил от продавца премию по договору поставки за достижение согласованного объема закупок товара. Цена товаров при этом не изменилась. Должен ли покупатель включать бонус в доходы? Да, покупателю необходимо включить премию, полученную от продавца, во внереализационные доходы. При формировании налоговой базы можно не учитывать только те доходы, которые перечислены в статье 251 кодекса. Их перечень является закрытым, и премия там не названа (письмо от 05.03.10 № 16-15/023302 @ ) С 1 февраля вознаграждение торговой сети за покупку определенного объема продовольственных товаров ограничено в пределах 10 процентов от цены поставки (Федеральный закон от 28.12.09 № 381-ФЗ). В Минфине считают, что сумму сверх 10 процентов учесть в расходах не получится (письмо Минфина России от 30.07.10 № 03-03-06/1/500). Судебной практики пока нет
Компания-агент реализует товар. И предоставляет клиентам скидки по своей инициативе и за собственный счет. Вправе ли агент в целях налогообложения прибыли учитывать данные скидки в расходах? Нет, премии и скидки, которые предоставляет агент, он учесть не вправе. Кодекс разрешает списывать расходы на скидки только продавцам (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Но агент таковым не является, он лишь выступает посредником между продавцом и покупателем. Таким образом, к агентам норма Налогового кодекса об учете расходов не относится (письмо от 18.12.09 № 16-15/133970) По агентским договорам разъяснений Минфина и судебной практики нет. Однако мы считаем, что агент может учесть премию как другие обоснованные расходы (подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ). Перечень затрат в кодексе открыт. Агент предоставляет скидку за свой счет, чтобы повысить продажи или привлечь новых клиентов. А значит, затраты обоснованны (ст. 252 НК РФ). Но доказать это получится только в суде

Здесь и далее – письма Управления ФНС России по г. Москве.