Задолженность, которую компания простила покупателю при заключении мирового соглашения, признается безнадежной и включается в расходы по налогу на прибыль.

Так решил Президиум Высшего арбитражного суда на заседании 15 июля (на момент подписания номера в печать реквизиты постановлению не присвоены).

ЗАО «Ярославский завод металлоконструкций» заключило со своим дебитором в суде мировое соглашение: завод прощал должнику 120 тыс. рублей из 390 тыс. За это он обязан был в течение полутора месяцев выплатить оставшиеся 270 тыс. рублей. Прощенную сумму завод включил во внереализационные расходы как безнадежный долг (подп. 2 п. 2 ст. 265, п. 2 ст. 266 НК РФ). Инспекция посчитала, что такая задолженность безнадежной не является и ее нельзя учитывать в расходах.

Суды трех инстанций поддержали налоговую, решив, что в данном случае речь идет о безвозмездной сделке, поскольку расходы не были направлены на получение доходов. То есть нарушено важное условие для признания расходов (ст. 252 НК РФ). Дело дошло до ВАС РФ.

На заседании Президиума Анна Соколова, представлявшая интересы компании, отметила, что при подписании мирового соглашения безвозмездности в отношениях между заводом и его дебитором не было. Компания отказалась от части требований из коммерческих побуждений: срочно нужны были оборотные средства, а дебитор обещал перечислить оставшуюся сумму в кратчайшие сроки. «Основной признак безнадежного долга – нереальность ко взысканию, – акцентировала внимание юрист на статью 266 НК РФ. – А поскольку по условиям мирового соглашения общество отказалось от своих требований, то утратило возможность взыскания спорной суммы. Значит, она стала нереальной ко взысканию».

Президиум ВАС РФ решил, что компания права. И отметил, что налогоплательщик, который предпринял меры для погашения долга, не может быть поставлен в худшее положение, чем тот, кто бездействовал и получил право списать долг по истечении срока давности.