Компания-продавец может уменьшить налоговую базу по НДС на скидку, предоставленную позже того периода, в котором была отгрузка. Такое решение 22 декабря принял Высший арбитражный суд.

В ходе проверки МРИФНС № 9 по Новгородской области насчитала компании «Дирол Кэдбери» 48 млн рублей НДС. По мнению инспекции, компания занижала базу по налогу на сумму ретроспективных скидок за своевременную оплату и выполнение плана продаж дистрибьюторами.

В договорах, которые компания заключала с контрагентами, была только базовая цена без скидки. Эта же цена фиксировалась в первичке на отгрузку. Когда квартал заканчивался, организация определяла объемы закупок каждого контрагента и предоставляла им скидку за предыдущий период. То есть фактически в текущем периоде организация уменьшала цену уже отгруженных товаров и корректировала базу по НДС. Для этого оформлялись отрицательные счета-фактуры. Инспекторов смутило, что компания весь квартал отгружала товар по одной цене, а уже в следующем квартале давала скидку по этим поставкам. По их мнению, такие ретроскидки – вовсе не скидки, а премии, которые базу по налогу не уменьшают.

Компания обратилась в суд. Там она доказывала, что скидки связаны с реализацией товара и их учитывают при расчете НДС. Но суды сочли претензии налоговиков правомерными. Зато ВАС РФ поддержал компанию. При определении налоговой базы выручка определяется из всех доходов налогоплательщика (п. 2 ст. 153 НК РФ). А общая сумма НДС рассчитывается по итогам периода с учетом изменений, увеличивающих или уменьшающих базу в этом периоде (п. 4 ст. 166 НК РФ). Значит, подчеркнули судьи, при определении базы по НДС сумма выручки должна корректироваться на сумму скидок.

В ходе заседания Президиума налоговики объясняли, что для такой корректировки базы по НДС компания должна была внести изменения во все первичные документы на отгрузку после того, как предоставляла скидку. Но в итоге ВАС РФ признал доначисление НДС неправомерным.

КСТАТИ. Если такие скидки компания предоставит не за предыдущий квартал по уже отгруженным товарам, а в счет следующих поставок, то споров с инспекторами удастся избежать. Такие условия стоит закрепить в договоре и маркетинговой политике.