Минэкономразвития предлагает перенести срок введения единого налога на недвижимость на 2013 год. Эта новость прозвучала на "круглом столе" в Торгово-промышленной палате, на котором обсуждали ситуацию с формированием системы государственного кадастра недвижимости.

Как рассказала заместитель директора департамента недвижимости минэкономразвития Виктория Абрамченко, пока не пройдет инвентаризация всех архивов БТИ, объединенный налог введен не будет. Напомним, что он должен заменить налоги на имущество и земельный, которые дают сегодня бюджету почти триллион рублей в год. По плану объединение планировалось провести с 1 января 2010 года. И поступления, по расчетам инициаторов этой идеи, должны были многократно увеличиться.

Однако недавно замдиректора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина Сергей Разгулин называл "РГ" возможной точкой отсчета 2012 год. Насколько увеличится налоговая нагрузка на владельцев жилья и земли, тогда Разгулин ответил уклончиво: все будет зависеть от массовой кадастровой оценки недвижимости. А как раз здесь и возникла проблема. На данный момент нет ни кадастра в единой электронной форме, ни оценщиков. Так как до сих пор не утвержден порядок, как у них будут принимать экзамены и выдавать свидетельства квалификации. Из-за этого и придется отложить введение единого налога, считает Виктория Абрамченко. Чтобы устранить "провал" с документами", минэкономразвития предлагает обязать все БТИ перевести свои документы в электронный формат. Это также позволит провести массовую оценку недвижимости. Вполне возможно, что проделать эту огромную работу не удастся и за трехлетку. Тогда сроки могут быть перенесены и на 2015 год. Пока же только 30 процентов сведений об объектах капитального строительства перенесены из бумажных в электронные архивы. А всего в БТИ 24 миллиона инвентаризационных дел. И речь идет как о физических, так и юридических лицах. Причем в ряде случаев владелец капитального строения не всегда является и хозяином земли, на которой оно стоит.

До сих пор два ведомства - Росрегистрация, Роснедвижимость - делили между собой ответственность за данные по недвижимости и земле. Но весной этого года они были объединены вместе с Роскартографией в единую службу. К 2012 году планируется создать учреждение, которое будет отвечать за регистрацию, предоставлять необходимую информацию, оказывать платные услуги. Оно будет подчиняться Росреестру, в котором сейчас работают над созданием своих управлений в регионах. До конца ноября уже в 33 из них будут созданы филиалы Росреестра. А с 1 марта 2010 года должна начать действовать внутренняя система ведомства, которая объединит и кадастровые сведения, и информацию о регистрации прав на недвижимость.

По словам Виктории Абрамченко, ко второму чтению в Госдуме, на 2 декабря, готовится законопроект об изменениях в закон о регистрации прав на недвижимость. Тогда и предполагается обсудить новые сроки введения единого налога. Также планируется облегчить процедуру регистрации. Достаточно будет прислать необходимые документы по почте, а не приходить в офис.