Мы ждём принятия законопроекта № 471693-4 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Законопроект был принят в первом чтении в 2007 году и до последнего времени оставался без движения.

22 апреля 2009 года Председатель Правительства РФ В.В.Путин, принимая участие во Всероссийском форуме по малому и среднему предпринимательству, озвучил предложение о необходимости освобождения от применения контрольно-кассовой техники предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход, принятием соответствующего законопроекта до 1 июля 2009 года.

Вслед за этим производители ККТ начали самое активное лоббирование своих интересов в федеральных органах государственной власти, в том числе, с помощью обращений, дискредитирующих саму идею законопроекта, устанавливающего добровольность применения ККТ плательщиками ЕНВД при обязательной выдаче по просьбе покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств от населения.

В результате этого, в рамках процедуры обсуждения законопроекта в Комитете по бюджету и налогам, группой депутатов была подготовлена поправка к документу, сводящая «на нет» его главную цель.

Согласно поправке, организации и индивидуальные предприниматели, использующие специальный налоговый режим ЕНВД, могут осуществлять расчеты без применения ККТ, но при условии выдачи покупателю (клиенту) товарного чека. При этом указанный чек должен содержать подробную информацию о сделке и о продавце, включая данные по: стоимости единицы товара, количестве товара, стоимости всей сделки (цифрой и прописью), номере телефона контактного лица, должности, фамилии, имени и отчестве лица, ответственного за совершение наличных денежных расчетов, включая его подпись и печать организации.

Помимо этого, согласно инициативе группы депутатов, лица, ответственные за совершение наличных операций, обязаны вести специальный Журнал учета выданных чеков, в который будет заноситься информация о каждой операции с подробной фиксацией всех ее параметров.

Предлагая ввести столь сложную процедуру осуществления операций без использования ККТ, авторы законопроекта фактически дискредитируют идею законопроекта. Административные издержки, связанные с ведением такого учета наличных денежных операций, будут ненамного отличаться от тех, которые сегодня несут владельцы ККТ. А для ряда предприятий, таких как, например, транспортные перевозки пассажиров и общественное питание, предлагаемый порядок становится вовсе невозможным к реализации.

По сути, предлагается создать альтернативный порядок фиксации операций, делающий отказ от применения ККТ крайне невыгодным и рискованным мероприятием.

Также необходимо принять во внимание неизбежные проверки по ведению упомянутых журналов и т.п.

Отдельного внимания заслуживает деятельность Ассоциации российских предприятий по производству и обслуживанию контрольно-кассовой техники «РосКасс», предпринимающей усилия по изменению сути внесённого законопроекта. Представители ассоциации инициировали многочисленные обращения в различные инстанции. В частности, в одном из обращений против принятия законопроекта № 471693-4, направленных на имя Председателя комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ю.В. Васильева, одним из подписантов был указан представитель ОПОРЫ РОССИИ. Однако сам член нашей организации узнал о своем «участии» в обращении уже после поступления письма в Комитет Госдумы РФ. Таким методы действий ассоциации «РосКасс» при лоббировании собственных интересов вызывают серьезную настороженность предпринимательского сообщества.

Одновременно с этим ОПОРОЙ зафиксировано появление обращений отдельных предпринимателей, также направленных на изменение сути предлагаемых поправок в закон «О применении контрольно-кассовой техники». Так, в организацию поступило обращение предпринимателей из Рязани, настаивающих не на добровольности применения ККТ, а на отмене ежегодной замены ЭКЛЗ, которое на деле никак не решает проблему обязательного использования ККМ при уплате ЕНВД. Не исключаем изначальный сбор подписей под письмом об отмене ККТ. Тем самым, вместо выработки единой чёткой позиции предпринимательского сообщества, инициируются всё новые идеи, также ставящие цель дискредитировать суть инициативы по освобождению малого бизнеса от применения ККТ.

Помимо этого, уже сейчас звучат призывы ввести взамен ЭКЛЗ дополнительный учёт и отчётность для предпринимателей. Таким образом, при отмене ЭКЛЗ предпринимателям создадут условия, при которых будет выгоднее применять ККМ с ЭКЛЗ, чем заполнять всевозможные книги учёта.

Главное в этой ситуации, по нашему мнению, - не поддаваться на попытки извратить идею законопроекта о добровольности применения ККТ плательщиками ЕНВД.

ОПОРА считает: для плательщиков ЕНВД не должно быть никакого фискального учёта выручки, т.к. предприниматели платят налог с вменённого дохода, вне зависимости от выручки или оборота компании. Только введение добровольного порядка применения ККТ, без обязательного обслуживания в ЦТО, без обязательного опломбирования и оклеивания голограммами (якобы предотвращающими возможность проникновения в кассы) могут считаться мерами, содействующими развитию сферы малого бизнеса в стране, особенно в условиях текущей экономической ситуации.

В связи с активизацией противодействия принятию законопроекта 8 июня ОПОРА РОССИИ вновь направила ряд ряд обращений в поддержку законопроекта № 471693-4. В обращениях организации МСП подчеркивается необходимость: 1) добровольности применения ККТ и 2) недопустимости искажения смысла законопроекта путем введения вместо ККТ различного рода обременений в виде Журнала учёта выданных чеков и др.

Консолидированная позиция малого предпринимательства - применение касс должно основываться исключительно на волеизъявлении самого предпринимателя – плательщика ЕНВД.

Обращения ОПОРЫ РОССИИ за подписью президента организации направлены на имя Председателя Правительства РФ, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Председателя комитета по бюджету и налогам Государственной Думы ФС РФ.