Налоговое законодательство устанавливает ряд условий, которые необходимо соблюсти для применения вычетов по НДС. При этом, как показывает практика, налоговики, дабы вынести решение об отказе, копают куда глубже, чем следовало бы, пытаясь найти в представленных документах хоть какую-нибудь ошибку. Правда ревизоры забывают о том, что отнюдь не всегда она влечет за собой роковые последствия.

Словосочетание «вычет по НДС» не понаслышке знакомо любому бухгалтеру. На практике оно означает не что иное, как уменьшение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, за счет сумм «входного» НДС, уплачиваемого покупателем поставщику в составе стоимости товаров, работ, услуг или имущественных прав.

Как известно, перечень возможных вычетов установлен статьей 171 Налогового кодекса, а общие принципы их применения прописаны в статье 172 Кодекса, которая гласит: вычетам подлежат суммы налога, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после их принятия на учет и при наличии соответствующих первичных документов. Кроме того, необходимое условие для вычета – наличие у покупателя грамотно оформленного счета-фактуры, который хотя и не относится к первичным документам, но является бумагой, служащей основанием для принятия к вычету предъявленных продавцом сумм налога (ст. 169 НК).

Как видим, правила довольно простые. Однако, как показывает обширная арбитражная практика, их выполнение носит весьма относительный характер. Порой даже складывается впечатление, что по данному вопросу в нашей стране действует «презумпция виновности»: налоговики заведомо отказывают в вычете, а фирма в дальнейшем вынуждена обосновывать его правомерность.

Подобные споры составляют львиную долю судебных разбирательств. Причем большинство из них так или иначе касаются «оформительской» составляющей при обосновании вычета по НДС.

О значимости счета-фактуры

Как было сказано выше, принципиальное значение в вопросе принятия НДС к вычету отводится счету-фактуре, причем корректно составленному. Он должен содержать набор обязательных реквизитов (п. 5 ст. 169 НК), подписи руководителя и главного бухгалтера или же уполномоченных на то лиц (п. 6 ст. 169 НК) и соответствовать Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. постановлением правительства от 2 декабря 2000 г. № 914).

При нарушении порядка оформления данный документ не сможет играть возложенную на него роль. Также не получится принять к вычету «входной» НДС по счету-фактуре, содержащей недостоверные сведения. В подтверждение данной позиции не раз высказывались как сами налоговики, так и судьи (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 26 июня 2008 г. № А79-5167/2007, ФАС Северо-Западного округа от 11 июня 2008 г. № А26-5414/2007).

Однако порой претензии налоговиков к отдельным элементам данного документа оказываются, мягко говоря, необоснованными. Например, суды не раз вставали на сторону налогоплательщиков, указывая налоговикам, что отсутствие расшифровок подписей руководителя и главного бухгалтера в счете-фактуре вовсе не лишает фирму права на применение налогового вычета (постановления ФАС Московского округа от 4 июля 2006 г. № КА-А40/5906-06, ФАС Уральского округа от 22 мая 2007 г. № Ф09-3757/07-С2). И действительно, данные реквизиты прямо не предусмотрены пунктом 6 статьи 169 Налогового кодекса.

Еще одной спорной темой является указание КПП продавца и покупателя. Конечно же, налоговики требуют наличия данного кода в счете-фактуре. Однако из положений пункта 5 статьи 169 Кодекса следует, что он вовсе не является обязательным реквизитом. Это подтвердили, например, судьи ФАС Уральского округа в постановлениях от 22 мая 2007 года № Ф09-3757/07-С2, от 4 июня 2007 года № Ф09-4124/07-С2.

Впрочем в большинстве своем требования к оформлению счета-фактуры трактуются все же одинаково и фирмами, и налоговиками. Совсем иначе обстоят дела с документами, которые, на первый взгляд, для применения вычета напрямую не требуются, тем не менее играют в этом деле далеко не последнюю роль.

«Первичка» как подтверждение вычета

Из сказанного выше следует вывод, что принять к вычету НДС можно лишь по тем товарам, работам или услугам, которые приняты на учет. А их постановка на учет, в свою очередь, осуществляется на основании первичных документов – накладной или акта сдачи-приемки. Согласно пункту 2 Закона от 20 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» «первичка» принимается к учету, если она составлена по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если речь идет о бумаге, форма для которой не предусмотрена, то при ее составлении фирма должна проследить, чтобы не был упущен ни один из таких реквизитов, как наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, ее измерители в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за ее совершение и правильность оформления, их личные подписи.

Возникает вполне резонный вопрос: насколько оформление данных документов может повлиять на право фирмы на вычет «входных» сумм налога? В арбитражной практике по данному вопросу сложилось вполне очевидное мнение. Так, например, в недавнем постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 3 июля 2008 года № Ф08-3759/2008 по делу № А53-14989/2007-С5-22 судьи отметили, что отдельные ошибки при заполнении товарных накладных не могут свидетельствовать об отсутствии факта приобретения товара или невозможности его оприходования. Следовательно, если фирма в подтверждение своего права на вычет представила все надлежаще оформленные счета-фактуры, полученные от поставщика, то недочеты в «первичке» не могут являться безусловным основанием для отказа в применении вычетов.

Аналогичные выводы содержатся и в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 5 сентября 2007 года № Ф03-А37/07-2/2561 по делу № А37-3081/2006-9, в котором судьи признали недействительным решение ИФНС об отказе фирме в вычете на основании ненадлежащим образом оформленных товарных накладных по приобретенным товарам.

Те же принципы служители Фемиды используют при вынесении решений относительно приобретения работ или услуг. Так, недочеты в составленных актах не помешали принять к вычету «входной» НДС фирмам, участвующим в разбирательствах, описанных в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 24 июля 2007 года № Ф04-5007/2007(36618-А75-3), ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 мая 2007 года № А19-21465/06-11-Ф02-2540/07 и ФАС Северо-Западного округа от 9 марта 2007 года № А56-14267/2006.

Сложившаяся по данной проблеме арбитражная практика не может не обнадеживать. Однако во всех вышеприведенных арбитражных решениях ошибки в накладных или актах фактически были признаны малозначительными, то есть не препятствующими постановке на учет товаров или услуг. А согласитесь, любое суждение о малозначительности того или иного нарушения носит весьма относительный характер.

Отметим, что даже если неточности в «первичке» действительно незначительны, это вовсе не означает, что налоговики не воспользуются возможностью пополнить бюджет, отказав фирме в вычете. Так что провоцировать ревизоров на это лишний раз не стоит.

Роль ТТН

Не менее интересно обстоят дела с участием в процессе подтверждения вычета по НДС товарно-транспортной накладной. Напомним, форма этого документа (форма № 1-Т) утверждена постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 года № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» и предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Равно как и в вышеописанной ситуации с накладными и актами, мелкие нарушения, допущенные при составлении ТТН, вряд ли могут помешать постановке на учет товара, а следовательно, не воспрепятствуют получению вычета по НДС. Однако нередко компании и вовсе не оформляют транспортные накладные. Правомерно ли применение вычета в этом случае? Положительный ответ на этот вопрос дан в письме Минфина от 30 сентября 2005 года № 03-04-11/252. В этом документе говорится, что для обоснованности права на вычет у фирмы должны наличествовать счета-фактуры, выставленные продавцом при реализации материалов и оказании услуг по их доставке. На тот момент, правда, действовало и еще одно правило – вычет был возможен лишь по оплаченным товарам, а следовательно, фирма должна была представить еще и подтверждающие сей факт документы. По мнению финансистов, никаких других документов для подтверждения вычета не требовалось.

Арбитражные суды в данном вопросе тоже на стороне налогоплательщиков. Согласно неоднократно высказанной позиции, при отсутствии нарушений в оформлении счетов-фактур и при соблюдении всех прочих установленных требований Кодекса отсутствие товарно-транспортных накладных не может повлиять на право фирмы на вычет сумм НДС (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14 мая 2008 г. № А28-9808/2007-413/29, ФАС Поволжского округа от 19 июня 2008 г. № А55-13067/07).