Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки.

 До 2008 года они являлись головной болью для налогоплательщика, который не имел никакой информации о том, как планируются проверки, затронет ли очередная проверка именно его фирму.

С 1 января 2008 года ситуация кардинально изменилась. Согласно новой Концепции планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, в настоящее время применяется новый системный подход к контрольной работе, понятный для всех и каждого, поскольку процесс планирования проверок впервые стал открытым.

В основе концепции - принцип двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов. Соблюдая его, первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые - к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков опубликованы на Интернет-сайте ФНС России. Благодаря доступу к такой информации, у любого руководителя есть возможность взглянуть на свой бизнес глазами налогового инспектора, проанализировать результаты хозяйственной деятельности с точки зрения последствий налогового контроля. Иными словами, самостоятельно оценить с помощью критериев риски совершения своей организацией налогового правонарушения.

В настоящее время ФНС установила 11 критериев «неблагонадежности» налогоплательщика:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Налогоплательщик, подпадающий хотя бы под один из вышеперечисленных критериев, становится первоочередным кандидатом на проведение налоговой проверки.

Как показала практика работы налоговых органов Республики Карелия, наличие вышеперечисленных критериев действительно свидетельствуют о желании налогоплательщика скрыться от налогообложения.

Вот один из примеров: предприятие «Х», осуществляющее деятельность в сфере оптовой торговли в г.Петрозаводске, попало в списки налоговой инспекции по трем из вышеприведенных критериев. Было принято решение о проведении выездной налоговой проверки. Установив неправомерное применение налоговых вычетов по НДС, налоговики доначислили фирме налогов, пени и штрафных санкций в сумме свыше 7,5 млн рублей.

Новый подход к системе планирования проверок с большим энтузиазмом был принят сотрудниками налоговых органов республики. Новая система планирования проверок позволяет в процессе анализа хозяйственной деятельности предприятия с большой точностью оценить наличие возможных нарушений, что сказывается на повышении эффективности работы налоговых органов.

 В 1 квартале 2008 года доначисления на 1 проверку организации, в которой выявлены нарушения, возросли по сравнению с аналогичным периодом 2007 года более чем в 1,5 раза и составили 657 тыс. рублей. Более половины этой суммы уже взыскано.

 Всего в бюджетную систему республики в 1 квартале 2008 года в ходе проведенных контрольных мероприятий привлечено дополнительно более 100 млн. рублей.

По информации УФНС России по Республике Карелия