Налоговые органы Хабаровского края, в целях легализации налогооблагаемой базы, в 2007 году продолжали проводить работу с налогоплательщиками -работодателями в рамках созданных комиссий по легализации «теневой» заработной платы.
Функции данных комиссий в текущем году были дополнены вопросами организации работы с убыточной категорией налогоплательщиков и правомерности применения налоговых вычетов по НДС.

По состоянию на 01.01.2007 г. налоговыми органами края было отобрано 3289 работодателей, у которых средний уровень заработной платы работников ниже среднестатистических значений по соответствующему виду экономической деятельности.

Основная часть отобранных налогоплательщиков — 82 процента, являлись субъектами малого предпринимательства с численностью работников до 50-ти человек, и использующие при налогообложении специальные налоговые режимы.

Среди отобранных для проведения работы работодателей преобладали предприятия, основным видом деятельности которых является оптовая и розничная торговля. Совокупный удельный вес данных категорий налогоплательщиков составляет 52 процента.

За 2007 год на заседаниях комиссий всех уровней в крае заслушано 98 процентов работодателей из числа отобранных. Положительно отреагировали на проведенную с ними работу более 3-х тысяч работодателей, из которых повысили размер заработной платы до величины среднестатистических значений по соответствующему виду экономической деятельности —  2649, или 72 процента от числа заслушанных.

Одним из методов работы с налогоплательщиками-работодателями в крае является проведение Управлением ФНС России по Хабаровскому краю выездных заседаний комиссий по легализации налогооблагаемой базы. В 2007 году такие выездные’заседания комиссий Управления были проведены в 10-ти муниципальных районах.

По оценкам Управления работа комиссий в 2007 году привела к увеличению поступлений по единому социальному налогу, НДФЛ и страховым взносам на ОПС на 450 млн. рублей, что в 4 раза превышает прирост поступлений от данной работы за аналогичный период 2006 года.

Действенное влияние на увеличение налогооблагаемой базы оказывают экономические меры, применяемые к налогоплательщикам, администрациями муниципальных образований. К таким мерам, в частности, относятся:
— контроль величины средней заработной платы в организациях и обязательное её соответствие среднестатистическим значениям по виду экономической деятельности при заключении договоров аренды земельных участков и муниципального имущества, а также при заключении договоров на выполнение муниципальных заказов;
— включение в договора социально-экономического сотрудничества. заключаемые между администрациями и организациями, расположенными на территории данных администраций, пунктов, обязывающих работодателя поддерживать величину средней заработной платы своих работников на уровне среднестатистических значений.

Отраслевыми Министерствами Правительства Хабаровского края проводилась работа по заслушиванию подведомственных им предприятий и организаций, отказавшихся повышать заработную плату работникам после проведенной с ними работы на уровне налоговых инспекций края. К данным работодателям применялись такие меры воздействия, как:
— отклонение Департаментом архитектуры, строительства и землепользования заявок о выдаче разрешительных документов на застройку;
— отклонение Министерством природных ресурсов края заявок на перезаключение договоров аренды лесных участков. Вопрос о величине заработной платы в организациях края рассматривался вышеуказанным министерством и при выделении квот на добычу водно-биологических ресурсов.

Кроме того, в 2007 году Правительство Хабаровского края Постановлением от 08.08.2007 г. № 156-пр рекомендовало главам муниципальных образований во взаимодействии с отраслевыми министерствами, налоговыми и иными контролирующими и правоохранительными органами, регулярно заслушивать на заседаниях районных комиссий по погашению недоимки по платежам в бюджет края информацию руководителей предприятий и индивидуальных предпринимателей о принимаемых мерах по своевременной выплате заработной платы, повышению её уровня до среднестатистических значений, погашению недоимки по НДФЛ и платежам в социальные внебюджетные фонды. По нашему мнению, данные меры. принимаемые органами власти края будут и в дальнейшем способствовать увеличению налогооблагаемой базы по «зарплатным» налогам.

Налоговыми органами края в 2007 году проводились контрольные мероприятия по выявлению и пресечению практики использования работодателями «конвертных» схем выплаты заработной платы.

За истекший год проведено 29 выездных налоговых проверок по «конвертным» схемам, факт выплаты неучтенной заработной платы подтвержден в 8-ми случаях. Проверками доначислено 83 млн. рублей, в том числе: налог на доходы физических лиц — 3,3 млн. руб., единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — 79,7 млн. рублей.

В текущем 2008 году Работа комиссий по легализации «теневой» заработной платы и работе с убыточными организациями в УФНС России по Хабаровскому краю строится поэтапно.

Первоначально осуществляется отбор налогоплательщиков, имеющих в течение 2-х последних лет убытки от осуществляемой хозяйственно-финансовой деятельности, прогрессирующую кредиторскую задолженность и уровень заработной платы работников ниже среднестатистических значений по соответствующему виду экономической деятельности.

Отобранной категории налогоплательщиков заслушиванию на заседаниях комиссий предшествует направление писем — обращений с просьбой о даче пояснений относительно сложившейся в организации ситуации.

Как правило, уже на данном этапе работы определенный процент налогоплательщиков-работодателей предоставляет уточненные декларации по налогу на прибыль и приказы о повышении уровня заработной платы работникам.

После рассмотрения предоставленных материалов налоговым органом принимается решение о необходимости приглашения представителей данных налогоплательщиков на заседание комиссии.

В состав комиссий, осуществляющих работу с указанной выше группой налогоплательщиков, входят работники налоговых органов края (руководитель и заместитель руководителя инспекции, начальники отделов камерального и выездного налогового контроля, отделов урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства и юридической службы.

Дальнейшая работа комиссий имеет два направления:
1) по работе с убыточными организациями и прогрессирующую кредиторскую задолженность, но поддерживающими достаточно высокий уровень заработной платы;
2) по работе с работодателями, выплачивающими своим работникам заработную плату ниже среднестатистического уровня по ВЭД, не имеющими убытков от основной деятельности или использующими специальные налоговые режимы.

Состав комиссий, осуществляющих работу с первой группой налогоплательщиков остается прежним, а состав комиссий, работающих со второй группой налогоплательщиков, усиливается представителями администраций муниципальных образований, социальных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда и Фонда медицинского страхования), государственной инспекции по труду. правоохранительных органов.

Критерием отбора налогоплательщиков для заслушивания является размер средней заработной платы наемных работников.
Дополнительными критериями, используемыми при работе комиссий являются:
— прогрессирующая кредиторская, задолженность;
— несоответствие величины выручки, отраженной по ф-2 баланса и по налоговым декларациям по НДС и по налогу на прибыль;
— отсутствие сведений по кредиторской задолженности и заемным средствам в форме-1 баланса при росте сумм убытков;
— доля вычетов по НДС превышает 89% от исчисленного с налоговой базы налога; увеличение себестоимости реализуемых товаров, работ, услуг;
— факт наличия в организации низкого уровня заработной платы и незначительное количество работников при росте объемов реализации и сохраняющихся убытках;
— снижение или полное отсутствие перечислений в бюджет сумм налога на доходы физических лиц;
— наличие факта регистрации налогоплательщика по «адресу массовой регистрации».

Кроме того, в поле зрения налоговых органов попадают налогоплательщики, в отношении которых имеется информация от физических лиц о получении заработной платы по «конвертной» схеме (анонимные звонки по «Горячей линии», письменные жалобы, заявления, поступившие через Прокуратуру и т. д.).

Определенные положительные наработки имеются и у комиссий, созданных при администрациях муниципальных образований.

Так, например, при Администрации по Северному округу г. Хабаровска создана окружная комиссия, которая приглашает на свои заседания представителей организаций, допускающих задолженность по заработной плате, выплачивающие заработную плату ниже уровня по ВЭД и допускающие задолженность по перечислению налогов в бюджет.

Администрация при решении данных вопросов применяет такую меру, как направление в банки писем с предложением об отзыве разрешения на расходование денежных средств из выручки организаций, имеющих наличный денежный оборот. Как показала практика, применение данной меры воздействия очень эффективно.

К перспективным направлениям деятельности комиссий в 2008 году Управление относит:
— дальнейшее применение практики поэтапной организации работы комиссий;
— планомерное привлечение к работе комиссий представителей органов муниципальных образований края, отраслевых министерств, Гострудинспекции, иных правоохранительных и контролирующих органов;
— дальнейшая разработка форм и методов проводимого анализа хозяйственно-финансовой деятельности налогоплательщиков с целью осуществления более тщательного их отбора для приглашения на заседания комиссии;
— проведение выездных заседаний комиссий УФНС России по Хабаровскому краю в налоговых инспекциях края с целью изучения особенностей проведения данной работы на местах и последующей выработке рекомендаций.

По информации УФНС России по Хабаровскому краю