Суды в полном объеме освободили от взносов компенсации за разъезды взамен суточных
© anekdotov.net

Апелляция и кассация сочли, что достаточно доказательств длительности и дальности поездок каждого из водителей, при том, что их конкретные расходы, связанные с нахождением вне "родного" региона, документально подтверждены не были.

Организация, занимающаяся грузоперевозками, сдала уточненные РСВ за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2020 года и за год. Проверив, инспекция обнаружила, что из базы исключены компенсации (надбавки) работникам за разъездной характер работы. По трем уточненкам сделаны доначисления без штрафа, а по одной – "по полной": со штрафом в 720 тысяч рублей. По каждому решению доначислено взносов на суммы 3,3-3,7 млн рублей, пени от 200 до 375 тысяч. То есть, цена вопроса вышла сравнительно немаленькая.

Выплата спорных компенсаций установлена локальным положением о выплате полевого довольствия водителям-экспедиторам. Там указано, что полевое довольствие – аналог суточных, выплачивается вместо суточных. Оформлять какие-либо документы о том, как сотрудник потратил довольствие, не нужно.

Платилось оно по 2000 рублей в день каждому водителю. Этот размер был определен другим локальным актом как сумма "типичных расходов работников в служебных поездках, складывающихся из затрат на питание и санитарно-бытовые нужды". В том числе по 700 рублей не облагались НДФЛ, оставшиеся каждые 1300 облагались НДФЛ, а взносами фирма решила не облагать полевое довольствие в полной сумме.

Организация попыталась оспорить решения налоговой в суде, но в первой инстанции не повезло. Судьи решили, что спорные выплаты входят в систему оплаты труда. Доказательств того, что выплаты обусловлены реальными расходами сотрудников и являются компенсирующими, суд не увидел.

Однако в апелляции и кассации судьи применили подход, согласно которому наличие трудовых отношений не означает, что все выплаты относятся к оплате труда. Здесь судьи внимательно отнеслись к локальным актам фирмы, и поняли, что спорные выплаты призваны смягчить для работников бремя постоянного нахождения вне дома и не являются экономической выгодой работников.

В ответ на претензию налоговиков о неподтвержденности конкретных расходов работников, связанных с разъездами, фирма представила путевые листы, документы по заказчикам (УПД, накладные), маршрутные карты, дргуие документы, а также данные из приложения "Менеджер рейсов", где все передвижения зафиксированы.

Таким образом, имеется вся информация о водителях, маршрутах движения, продолжительности поездок. Подтверждены все факты нахождения работников в разъездах, указали суды. Так что – взносов быть не должно, потому что по своему характеру данная компенсация как аналог суточных не предполагает документального подтверждения расходов, а определяется исходя из продолжительности поездки (постановление окружного суда Ф06-18613/2022 по делу А65-24920/2021).