Правительство обсуждает введение налогового инвестиционного кредита по НДС. Бизнес настаивает на минимальной ставке по такому кредиту в 1%, Минфин, скорее, против идеи, чем за нее. НДС целиком зачисляется в федеральный бюджет, при предоставлении инвесткредитов по НДС доходы региональных бюджетов не пострадают.
Правительство может ввести новые инвестиционные налоговые кредиты российским предприятиям. Это позволит высвободить для вложений в развитие производства средства, которые пошли бы на уплату налога на добавленную стоимость (НДС), пишет РБК со ссылкой на проекты плана первоочередных действий. Подлинность подтвердили два источника, знакомых с предложениями.
План помощи российскому бизнесу в условиях санкций за «военную операцию»* на Украине правительство планирует представить 9 марта. В первый пакет помощи инвестиционные налоговые кредиты не войдут. Правительство предлагает расширить основания для предоставления инвестиционных налоговых кредитов и упростить порядок их получения. В частности, предполагается разрешить компаниям реинвестировать НДС за три года в развитие производства. В проектах плана первоочередных шагов ответственными за эту меру указаны Минэкономразвития и Минфин.
Компания, которая получит налоговый инвесткредит, сможет на оговоренный срок уменьшить платежи по НДС, а затем поэтапно будет выплачивать сумму кредита и проценты по нему. Один из федеральных чиновников отметил, что 9 марта будет объявлено о первом пакете мер, но параллельно ведется работа над вторым. В первом пакете, по словам собеседников издания, большинство мер будет связано с послаблениями в сфере контроля, надзора и лицензирования, то есть со снятием административных издержек. Один из источников сказал, что в нем будет содержаться и ряд «денежных» инициатив.
По словам источника, участвующего в правительственных обсуждениях, кредит по НДС — это по сути отсрочка уплаты той его части, которая возникает при вложения в основные средства производства. Он добавил, что мера одобрена концептуально, за нее выступили первый вице-премьер Андрей Белоусов и Минэкономразвития, Минфин, скорее, против. Собеседник рассказал, что представители бизнеса настаивают на том, чтобы налоговый кредит был беспроцентным или же выдавался по льготной ставке в 1%. По словам участника обсуждений, есть понимание, что поддержка инвестиций должна быть не выборочной, а универсальной, то есть без жестких рамок по отраслям.
У российских предприятий сейчас есть доступ к инвестиционному налоговому кредиту по налогу на прибыль, по региональным и местным налогам. В частности, на такие кредиты могут претендовать инновационные компании, резиденты зон развития, исполнители особо важных заказов региона. Размер налогового кредита не может превышать 50% суммы налога, который должен быть уплачен без учета соглашения о кредите. Срок варьируется от одного года до пяти лет, а ставка — от 1/2 до 3/4 от ключевой ставки Центробанка (10-15% на текущий момент).
Для новой антикризисной меры обсуждается именно НДС, а не налог на прибыль. Основная часть налога на прибыль зачисляется в региональные бюджеты, а весь НДС — в федеральный. Правительство не хочет создавать дополнительные выпадающие доходы у регионов в нынешней ситуации, пояснил собеседник издания.
По словам главы «Деловой России» Алексея Репика, сейчас «сложно принимать инвестиционные решения, которые предполагают небыстрый возврат средств». Вместо того чтобы платить НДС, его можно будет зачесть в счет инвестиций, это ускорит запуск проектов, отметил Репик. «Ставка в размере половины ключевой, как предусмотрено Налоговым кодексом, — это сейчас слишком дорого», — добавил он. Льгота не должна распространяться на сырьевой бизнес, уверен считает глава бизнес-объединения.
Чем ниже будет ставка по налоговому кредиту и шире круг его возможных получателей, тем более востребованным окажется инструмент, отметил руководитель направления «Налоговая политика» ЦСР Левон Айрапетян. Эксперт поддержал введение налогового кредита именно по НДС. Кредит на НДС в привязке к обязательному его использованию на инвестиции, скорее всего, будет интересен производственным компаниям, считает партнер EY Александр Чижов. Он назвал идею «крайне позитивной и, вероятно, эффективной», но ее востребованность может оказаться «в зависимости от воли контролирующих органов».