ВС подтвердил: это – реализация. Тот факт, что изначальными кредитором и должником были другие лица, никого не сбил с толку.

Многоходовка

ОАО "С" открыло кредитную линию в банке (АКБ "И"), а залогодателем выступило ОАО "П" – местная организация теплоснабжения. Заложен был ее имущественный комплекс, состоящий из 14 зданий, оборудования, теплотрасс и прав на аренду участков под всем хозяйством.

Позже право требования по кредиту банк переуступил по договору цессии четвертому юрлицу-участнику схемы: ООО "А". На тот момент сумма основного долга определена как 439,6 млн рублей, которые ООО "А" перечислило в банк "живыми деньгами".

Таким образом, ОАО "С" оказалось должником ООО "А", но ничего не уплатило. Тут в дело вступил залогодатель – был заключен договор об отступном, и имущество, принадлежавшее ОАО "П", передано ООО "А". Размер отступного оценен в 274,3 млн.

Ускользающий акт

Налоговая при выездной проверке увидела в этом реализацию и доначислила 41,8 млн рублей НДС (с 274,3 млн), а также почти 15 млн рублей пеней. ОАО "П" попыталось оспорить это в суде, но толку было мало – победа только в апелляционной инстанции (дело № А49-12366/2018). Остальные суды, включая окружной и ВС (определение 306-ЭС19-27126), поддержали налоговую.

"Проблеск" в апелляции объясняется тем, что, якобы, не существует оригинала передаточного акта, и поэтому нельзя определить период начисления НДС. Однако окружной суд счел достаточным доказательство копию указанного акта и обстоятельства, при которых она сделана. В частности, налоговая при проверке запросила пояснения по сделке, и ОАО "П" направило ей их с приложением копий всех бумаг по передаче отступного, надеясь, что эта операция не облагается НДС. Так что в итоге признано, что акт существует, а его копия – достоверна, и период определен правильно. К тому же, ООО "А" зарегистрировало право собственности на объекты вскоре после даты акта.

Как ни крути....

По существу же суды отметили, что передача отступного приравнивается к реализации, и без уплаты НДС тут никак. Получатель имущества может, со своей стороны, принять налог к вычету. Отметим, что залогодателю еще повезло, что НДС налоговики исчислили с суммы, проходившей исключительно по бумагам, а не с той, которую уплатил приобретатель имущества, выступив в роли цессионария.

Напомним, что впервые передачу отступного ВС приравнял к реализации три года назад.