Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

от 2 марта 2018 г. N 03-03-06/1/13312

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Вместе с тем для определения периода корректировки налоговой базы по налогу на прибыль организаций в связи с излишне уплаченной суммой государственной пошлины необходимо установить, являлась ли указанная переплата ошибкой (искажением) в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций соответствующего предыдущего налогового периода или корректировку суммы государственной пошлины следует рассматривать как новое обстоятельство, свидетельствующее о необходимости включения излишне уплаченной суммы государственной пошлины в состав внереализационных доходов текущего налогового периода, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.01.2012 N 10077/11, исчисление как земельного, так и иных налогов, учитываемых в составе расходов, в излишнем размере (в том числе вследствие неприменения льготы или иного освобождения), как правило, не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль.

Учитывая изложенное, включение в расходы для целей налогообложения прибыли организаций суммы уплаченной государственной пошлины, отраженной в соответствующей отчетности, может не рассматриваться как ошибка (искажение) в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В этом случае в соответствии со статьей 271 НК РФ для налогоплательщиков, определяющих доходы и расходы методом начисления, датой признания дохода будет являться решение государственного органа, который классифицирует, что государственная пошлина подлежит возврату.

Заместитель директора Департамента

А.А. Смирнов