ФНС России разъяснено, что если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока ее подачи и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если он подал уточненную декларацию до того, как узнал об обнаружении налоговым органом неотражения сведений (неполноты отражения сведений, ошибок) в декларации либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу.
Штрафные санкции также не последуют, если представлена уточненная декларация после указанной проверки, по результатам которой не были обнаружены неотражения сведений (неполнота отражения сведений, ошибки) в декларации.
Если до окончания камеральной проверки представлена уточненная декларация, на основе последней начинается новая камеральная проверка.
Если налогоплательщик не перечислил указанную в декларации сумму, то это не образует состава рассматриваемого правонарушения. В этом случае с него взыскиваются пени. Состав данного правонарушения составляет занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействия) налогоплательщика, если они привели к задолженности по этому налогу.
В случае представления нескольких уточненных деклараций за проверяемый период штраф рассчитывается на основании последней уточненной декларации без учета предыдущих.
Письмо Федеральной налоговой службы от 14 ноября 2016 г. № ЕД-4-5/21472@
“О порядке применения статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации”
Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо Управления ФНС России по Костромской области от 30.06.2016 № 13-06/1/07073@ по вопросу применения штрафных санкций, предусмотренных статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога при представлении налогоплательщиком в налоговый орган нескольких уточненных налоговых деклараций за проверяемый период, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Согласно статьи 81 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
Пунктом 9.1 статьи 88 Кодекса предусмотрено, что в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточенной налоговой декларации (расчета).
При этом, согласно пункту 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 “О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации”(далее - Постановление Пленума от 30.07.2013 № 57) бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в не перечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состава правонарушения, установленного статьей 122 Кодекса. В этом случае с него подлежат взысканию пени.
Пунктом 20 Постановления Пленума от 30.07.2013 № 57 предусмотрено, что в силу статьи 122 Кодекса занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействия) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействия) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.
В этой связи, исчисленная, но не уплаченная ранее сумма налога не влияет на базу для расчета налоговой санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса при представлении налоговой декларации с суммой налога к доплате.
При таких обстоятельствах вопрос о привлечении к налоговой ответственности по статье 122 Кодекса рассматривается в отношении неисчисленной ранее суммы налога по налоговой декларации.
Данная позиция отражена в письме ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.
Учитывая изложенное, в случае представления налогоплательщиком в налоговый орган нескольких уточненных налоговых деклараций за проверяемый период, расчет суммы штрафа необходимо производить на основании последней уточненной налоговой декларации без учета предыдущих налоговых деклараций в отношении неисчисленной ранее суммы налога по налоговой декларации.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В. Егоров