Вопрос: Банк просит предоставить разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации (далее - РФ) о налогах и сборах в части применения главы 21 НК "Налог на добавленную стоимость" (далее - НДС).

1. В целях поддержания высокого профессионального уровня своих сотрудников, а также в целях ознакомления с передовыми тенденциями организации банковского бизнеса и их эффективным практическим применением Банк направляет своих сотрудников на тренинги, организуемые иностранными компаниями, имеющими высокую профессиональную репутацию в указанной сфере.

По нашему мнению, Банк не является налоговым агентом по НДС по оплате указанных выше услуг, так как, исходя из пункта 2 статьи 148 НК, РФ не является местом осуществления деятельности иностранных компаний, оказывающих услуги, так как:

  • деятельность по организации тренингов не предусмотрена подпунктами 1-4.1 пункта 1 статьи 148 НК;
  • такие иностранные компании не имеют фактического присутствия на территории РФ на основе государственной регистрации;
  • такие иностранные компании не имеют на территории РФ места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации;
  • такие иностранные компании не имеют на территории РФ постоянных представительств.

Просим разъяснить, должен ли Банк выступать налоговым агентом по НДС при оплате услуг по организации тренингов иностранными организациями, по мнению налоговых органов?

2. Банк просит предоставить разъяснения по вопросу правомерности отнесения к операциям, освобождаемым от налогообложения НДС, в соответствии с абзацем девятым подпункта 3 пункта 3 статьи 149 НК, доходов, полученных по операциям по выпуску и исполнению контргарантий, а также доходов, полученных в виде комиссий за авизование гарантий. Понятие контргарантии не предусмотрено Гражданским кодексом РФ, однако контргарантия, как инструмент, не противоречащий российскому законодательству, имеет широкое применение в банковской практике торгового финансирования.В соответствии с Унифицированными правилами для гарантий по требованию в редакции 2010 (ICC Uniform Rules for Demand Guarantees, 2010 Revision, URDG758) контргарантия означает обязательство, предоставленное контргарантом другой стороне для обеспечения выдачи этой стороной гарантии или другой контргарантии и предусматривающее платеж по предъявлении надлежащего требования по контргарантии, выданной в пользу такой стороны. По сути контргарантия является таким же инструментом, обеспечивающим исполнения обязательств принципала перед бенефициаром, как и гарантия, но применяется в случае, если принципалу в соответствии с принятыми обязательствами перед бенефициаром необходимо получение гарантии от определенного лица, отличного от банка, с которым принципал имеет прямые договорные отношения по договору гарантии. Контргарантия имеет ту же экономическую сущность, что и гарантия, заключающуюся в принятии контргарантом условного кредитного риска принципала за определенную плату, однако с добавлением в структуру гарантии еще одного необходимого для выполнения обязательств принципала субъекта. Соответственно, доходы, получаемые банком-контргарантом, аналогичны по сути и форме доходам, получаемым за выпуск гарантии. Кроме того, контргарантия по существу является вариантом гарантии, бенефициаром по которой является не конечный получатель по обязательству принципала, а другое лицо, чаще всего банк, вступающее, в свою очередь, во взаимоотношения с таким конечным получателем.

Приведенные выше аргументы, по нашему мнению, позволяют рассматривать доходы, полученные по контргарантии, в качестве доходов по исполнению банковских гарантий, предусмотренных абзацем девятым подпункта 3 пункта 3 статьи 149 НК.

В соответствии с Унифицированными правилами для гарантий по требованию, указанными выше, авизованием гарантии является уведомление бенефициара по гарантии о выпуске в его пользу гарантии или об изменении ее условий. Данная операция является унифицированным процессом, осуществляемым банками в процессе исполнения банковских гарантий. Данная операция имеет существенное значение в данном процессе, так как является подтверждением правильности условий действия гарантии для бенефициара. В этой связи стандартным условием действия гарантии является взимание комиссии за авизование.Несмотря на отсутствие прямого указания на операцию авизования в абзаце девятом подпункта 3 пункта 3 статьи 149 НК, по нашему мнению, данная операция непосредственно связана с процессом исполнения гарантии, в том числе с подтверждением и изменением условий гарантии, оформлением и проверкой документов по гарантии, соответственно, авизование гарантии может также быть признано операцией, освобождаемой от НДС в соответствии с абзацем девятым подпункта 3 пункта 3 статьи 149 НК.

Просим разъяснить, должен ли Банк облагать НДС доходы, полученные в виде комиссий по контргарантиям и за авизование гарантий по мнению налоговых органов?

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 15.06.2015 № 03-07-05/34356

В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса. Так, согласно положениям данной статьи услуги по организации тренингов к услугам, перечисленным в подпунктах 1-4.1, 4.4 пункта 1 указанной статьи Кодекса не относятся, и, следовательно, в отношении таких услуг применяется положение подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса, согласно которому местом реализации услуг признается территория Российской Федерации только в том случае, если деятельность организации, оказывающей услуги, осуществляется на территории Российской Федерации.На основании пункта 2 статьи 148 Кодекса местом осуществления деятельности организации считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если услуги оказываются через это постоянное представительство).

Таким образом, местом реализации услуг по проведению тренингов, оказываемых иностранными организациями не через постоянные представительства в Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 161 Кодекса российские организации являются налоговыми агентами и обязаны исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость в случае выплаты денежных средств иностранным лицам за приобретенные у них товары (работы, услуги), местом реализации которых признается территория Российской Федерации. В связи с этим российская организация, приобретающая услуги, местом реализации которых территория Российской Федерации не является, налоговым агентом по налогу на добавленную стоимость не признается и поэтому исчислять и уплачивать этот налог при перечислении денежных средств иностранным организациям не должна.Что касается вопроса отнесения различных услуг, оказываемых банком, к услугам, освобождаемым от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 Кодекса, то данный вопрос к компетенции Департамента не относится.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
О.Ф.Цибизова