Вопрос: О применении пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ в отношении принятого к вычету НДС, предъявленного организации при проведении подрядной организацией СМР по реконструкции объекта недвижимости, используемого в производстве и реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых НДС (в том числе по нулевой ставке), так и освобождаемых от налогообложения.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 ноября 2014 г. N 03-07-11/59621

В связи с письмом по вопросу применения вычета налога на добавленную стоимость, предъявленного организации при проведении подрядной организацией оплачиваемой за счет средств, получаемых организацией из федерального бюджета в виде взноса в ее уставный капитал, реконструкции объекта недвижимости, используемого для осуществления операций по производству и реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых налогом на добавленную стоимость, в том числе по нулевой ставке, так и освобождаемых от налогообложения этим налогом, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

На основании пунктов 1 и 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими реконструкции, подлежат вычетам на основании счетов-фактур после принятия на учет работ, выполненных подрядными организациями, и при наличии соответствующих первичных документов. При этом пунктом 6 статьи 171 Кодекса установлен особый порядок восстановления принятых к вычету сумм налога на добавленную стоимость по строительно-монтажным работам, выполняемым при проведении реконструкции объекта недвижимости, в случае, если данные объекты в дальнейшем используются для осуществления операций, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном Кодексом, подлежат восстановлению в случае дальнейшего использования товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов.

В связи с этим обращаем внимание, что согласно решению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 16593/12 из содержания указанного пункта 3 статьи 170 Кодекса усматривается, что только в отдельных случаях, указанных в пунктах 1, 2 и 6, возможна постановка вопроса о восстановлении сумм налога на добавленную стоимость по основным средствам, используемым налогоплательщиками как в процессе производства продукции (товаров, работ, услуг), так и в процессе их реализации. Следовательно, применительно к основным средствам правила, установленные подпунктом 5 пункта 3 статьи 170 Кодекса, относятся только к средствам труда, используемым в операциях по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 Кодекса по налоговой ставке 0 процентов.

Таким образом, указанная норма подпункта 5 пункта 3 статьи 170 Кодекса в отношении налога на добавленную стоимость по строительно-монтажным работам, выполняемым при проведении реконструкции объекта недвижимости, используемого для осуществления операций по производству и реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых налогом на добавленную стоимость, в том числе по нулевой ставке, так и освобождаемых от налогообложения этим налогом, не применяется.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах и понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН