Если налогоплательщик осуществляет операции, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытков, и прибыль увеличивает базу по налогу на прибыль, а убыток принимается к налоговому учету, то данный убыток не признается убытком в целях применения ст. 105.14 НК РФ. Переносимые на будущее убытки текущего, прошлых периодов, а также убытки, приравненные к внереализационным расходам, в целях применения указанной статьи убытками признаются.

Вопрос: Об исключении отдельных видов убытков при определении величины убытков для целей признания сделок контролируемыми.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 декабря 2013 г. N 03-01-18/55071

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ОАО по вопросу внесения изменений в ст. 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

Согласно пп. 2 п. 4 ст. 105.14 Кодекса вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1 - 3 указанной статьи, не признаются контролируемыми сделки, сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно требованиям, перечисленным в данном подпункте.

В частности, пп. 2 п. 4 ст. 105.14 Кодекса в качестве одного из таких требований предусмотрено отсутствие убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций.

Пунктом 8 ст. 274 Кодекса установлено, что под убытком, полученным налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, понимается отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с гл. 25 Кодекса, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 25 Кодекса.

Кроме того, в соответствии с положениями гл. 25 Кодекса при исчислении налога на прибыль организаций принимаются отдельные виды убытков, среди которых убыток от реализации амортизируемого имущества, убытки по объектам обслуживающих хозяйств и производств, убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде, и другие.

При определении наличия (отсутствия) убытка для целей ст. 105.14 Кодекса, по мнению Департамента, необходимо руководствоваться требованиями, установленными абз. 2 п. 1 ст. 105.3 Кодекса, на основании которых учет для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в соответствии с указанным пунктом производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением случаев, когда налогоплательщик применяет симметричную корректировку в соответствии с Кодексом).

Так, в случае если налогоплательщик, в соответствии с п. 2 ст. 274 Кодекса, в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с гл. 25 Кодекса предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, и при этом прибыль, полученная от осуществления таких операций, увеличивает прибыль организации, а убыток принимается к налоговому учету в порядке, установленном Кодексом, то убыток от таких операций не признается убытком в целях применения ст. 105.14 Кодекса.

В свою очередь, убытки текущего налогового периода, убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды, и убытки, приравненные к внереализационным расходам, признаются убытками в целях применения ст. 105.14 Кодекса.

Заявителем предлагается внести в пп. 2 п. 4 ст. 105.14 Кодекса изменение, предусматривающее исключение отдельных видов убытков, принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций, при определении величины убытков в целях пп. 2 п. 4 ст. 105.14 Кодекса.

При этом необходимо отметить, что наличие таких убытков в отдельных случаях может свидетельствовать о манипулировании ценами в сделках в целях получения необоснованной налоговой выгоды.

Учитывая изложенное, внесение предлагаемого изменения в ст. 105.14 Кодекса не поддерживается.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН