МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 20 ноября 2012 г. N ЕД-4-3/19534@

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письма Министерства финансов Российской Федерации от 26.06.2012 N 03-08-13 и от 29.10.2012 N 03-08-13 по вопросу применения норм статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений:

а) пункта IV Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16.12.1996;

б) пункта 3 Протокола к Соглашению между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996;

в) подпункта b) пункта 8 Протокола к Договору между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.1992.

Управлениям ФНС России довести информацию до нижестоящих налоговых органов.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Д.В.ЕГОРОВ

 

Приложение

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 июня 2012 г. N 03-08-13

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос касательно применения норм статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений пункта IV Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов от 16.12.1996 об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (далее - Соглашение) и сообщает следующее.

Пунктами 2 - 4 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрен порядок переквалификации процентов в дивиденды в случае, если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раз) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации.

В соответствии с пунктом IV Протокола к Соглашению, нормы которого согласно статье 7 Кодекса имеют приоритет над правилами и нормами, предусмотренными Кодексом, в случае выплаты процентов и заработной платы предприятием Договаривающегося Государства, капитал которого полностью или частично принадлежит или прямо или косвенно контролируется резидентами другого Договаривающегося Государства, такие проценты и заработная плата будут вычитаться при исчислении налогооблагаемой прибыли этого предприятия, за исключением случаев, когда проценты и заработная плата относятся к прибыли, которая не облагается налогом.

Данная норма не содержит каких-либо ограничений по применению норм национального налогового законодательства, в том числе установленных в статье 269 Кодекса и определяемых в международной налоговой практике как правила "тонкой (недостаточной) капитализации".

Кроме того, в официальных комментариях ОЭСР к Модели конвенции по налогам на доход и капитал, на основе которой большинством государств заключаются соглашения об избежании двойного налогообложения, указано, что применение правил "тонкой (недостаточной) капитализации" направлено на борьбу с налоговыми злоупотреблениями при скрытом распределении дивидендов под видом выплаты процентов между аффилированными лицами.

Следует отметить, что положения Протокола к Соглашению между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, которые упоминаются в вашем письме, предусматривающие неограниченный вычет суммы процентов, выплачиваемых компанией, являющейся резидентом одного Государства и в которой участвует резидент другого государства, не препятствуют применению правил "тонкой (недостаточной) капитализации" национального налогового законодательства государств.

Между компетентными органами Российской Федерации и Германии достигнуто обоюдное понимание того, что основной целью Соглашения об избежании двойного налогообложения, закрепленной в частности в его названии, является предотвращение уклонения от налогообложения, в том числе с использованием норм международного договора. В Меморандуме о взаимопонимании к данному Соглашению закреплено, что положения Соглашения никоим образом не ограничивают применение в частности статьи 269 Кодекса.

Также доводим до вашего сведения, что с учетом норм пункта 3 и 4 статьи 26 "Взаимосогласительная процедура" Соглашения, нидерландская сторона устно подтвердила свое согласие о том, что нормы пункта IV Протокола не ограничивают возможность применения норм национального налогового законодательства, в частности статьи 269 Кодекса.

Таким образом, в случае если задолженность российской организации перед голландской компанией признается контролируемой, при исчислении налоговой базы российской организацией в состав расходов подлежит включению только сумма предельных процентов, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 2 статьи 269 Кодекса, с учетом пункта 1 статьи 269 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что за последние 11 лет ни один из резидентов Нидерландов, процентные доходы которого из источников в Российской Федерации могли подвергнуться переквалификации в дивиденды согласно положениям статьи 269 Кодекса, не обращались к компетентным органам Российской Федерации или Нидерландов с просьбой о возбуждении взаимосогласительной процедуры в связи с нарушением норм Соглашения.

Директор Департамента

И.В.ТРУНИН