Письмо Федеральной налоговой службы от 2 октября 2020 г. N СД-4-2/16129@

"О рассмотрении обращения"

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение генерального директора АО, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Законодательство о налогах и сборах не дает определений терминам "производитель" и "перепродавец", однако в ряде норм Кодекса такое упоминание содержится.

Так, в соответствии со статьей 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных. В свою очередь, Порядок определения расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установленный пунктом 2 статьи 252 Кодекса, прямо предполагает разделение расходов налогоплательщика, в зависимости от обстоятельств их возникновения, на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Также, подпунктом 2 пункта 1 статьи 171 Кодекса при формировании налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлено право налогоплательщика принять к вычету суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) с целью последующей перепродажи.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпунктом 2 пункта 2 статьи 171 Кодекса" 

Таким образом, действующее законодательство о налогах и сборах в совокупности с устоявшимися обычаями делового оборота позволяет применить к указанным терминам характерные признаки, определяющие особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет хозяйствующим субъектам должным образом характеризовать участника сделки в качестве "производителя" либо "перепродавца" товаров (работ, услуг), и учитывать результаты проведенных финансово-хозяйственных операций в соответствии правилами, установленными Кодексом.

На основании вышеизложенного, отсутствие в Кодексе определений, позволяющих однозначно трактовать деятельность налогоплательщика в качестве "производителя" либо "перепродавца" товаров (работ, услуг), не свидетельствует о невозможности применения налоговыми органами и налогоплательщиками указанных терминов в значении, сформированном на основании совокупности действующего законодательства о налогах и сборах и обычаев делового оборота.

В части использования ФНС России указанных понятий при осуществлении мероприятий налогового контроля сообщается следующее.

Искажение сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности, согласно положениям пункта 1 статьи 54.1 Кодекса не допускается. Исполнение налоговым органом обязанности по установлению в действиях налогоплательщика признаков совершения нарушений налогового законодательства предполагает установление действительных обстоятельств совершения финансово-хозяйственной операции, включая определение фактического производителя товара (работ, услуг) и налогоплательщиков, обеспечивающих логистическое сопровождение товара и его реализацию покупателю.

В свою очередь, заключение посреднических договоров (комиссии, агентских, поручения), не свидетельствует о нарушении налогоплательщиком положений действующего законодательства.

Следует отметить, что при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки и ее результатов с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок и их результатами) налоговый орган наделен полномочиями, подразумевающими использование в порядке, установленном главой 14.3 Кодекса, специальных методов для определения доходов для целей налогообложения. При этом, использование указанных методов в отдельных случаях прямо подразумевает необходимость определения степени участия налогоплательщика в сделке в части установления критерия "производитель" либо "перепродавец" товара (работ, услуг).

Таким образом, истребование в соответствии со статьями 93 и 93.1 Кодекса информации о том, является ли налогоплательщик "производителем" или "перепродавцом" товаров (работ, услуг) производится налоговым органом в целях определения статуса налогоплательщика применительно к конкретной сделке при наличии обоснованной необходимости получения таких сведений.

При осуществлении субъектами предпринимательской деятельности финансово-хозяйственных операций, связанных с производством и последующей реализацией продуктов деревообработки, условное разделение налоговым органом участников сделки на "производителей" или "перепродавцов" позволяет надлежащим образом определить затраты, понесенные налогоплательщиком при производстве товара и затраты на обеспечение реализации товара конечному потребителю, что в конечном итоге обеспечивает надлежащий контроль за правильностью формирования налоговой базы участников сделки.

Дополнительно сообщается, что по информации Управления ФНС России организации, входящие в группу компаний под руководством АО, реализуют как продукцию собственного производства, так и приобретенную у третьих лиц. С целью установления источников конкретных партий реализуемого товара территориальными налоговыми органами в рамках камеральных проверок налоговых деклараций направлялись требования о представлении документов (информации), содержащие вопросы о производителях и поставщиках товара (работ, услуг).

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса

Д.С. Сатин