Автор: Данилова В. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

При приеме на работу кандидат в силу ст. 65 ТК РФ должен предъявить свидетельство обязательного пенсионного страхования (ОПС) – карточку СНИЛС. Но 1 апреля вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2019 № 48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и отдельные законодательные акты Российской федерации» (далее – Закон № 48-ФЗ), которым это свидетельство отменено. О том, что будет вместо пенсионной карточки и о других изменениях в системе индивидуального страхования – этот материал.

Вводная

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был разработан еще в 2016 году и с тех пор дорабатывался. Одной из основных целей Закона № 48-ФЗ является оптимизация процесса регистрации сведений о гражданах в системе индивидуального (персонифицированного) учета обязательного пенсионного страхования, в частности, исключение из Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) положения, предусматривающего необходимость выдачи ПФ РФ свидетельства обязательного пенсионного страхования. Вместо этого предусмотрено наделение ПФ РФ обязанностью информировать зарегистрированных лиц о результатах их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета путем направления уведомления, подтверждающего такую регистрацию, в том числе в электронной форме. Изменения, связанные с исключением понятия «страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования», внесены и в Трудовой кодекс.

Новые понятия

В первую очередь, с вступлением в силу Закона № 48-ФЗ в ст. 1 Закона № 27-ФЗ появились новые понятия. Например:

1. Зарегистрированные лица – это физические лица, которым открыт индивидуальный лицевой счет в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в целях обеспечения реализации их прав в системе ОПС, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.

К сведению: в связи с введением понятия «зарегистрированные лица» определение понятия «застрахованное лицо» в Законе № 27-ФЗ значительно сократилось.

2. Страховой номер индивидуального лицевого счета – уникальный номер такого счета, используемый для обработки сведений о физическом лице в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

3. Общая часть индивидуального лицевого счета – составная часть такого счета, в которой отражаются его страховой номер, сведения о зарегистрированном лице, о периодах работы и (или) другой деятельности, об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», о заработке (доходе) и начисленных и уплаченных страховых взносах, направляемых на финансирование страховой пенсии, о пенсионных правах застрахованного лица и об установлении страховой пенсии, о дате регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, о закрытии индивидуального лицевого счета и иные сведения в соответствии с Законом № 27-ФЗ.

Изменения претерпело и понятие «индивидуальный (персонифицированный) учет». Если сейчас это просто «организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации», то после изменений это будет «организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для реализации пенсионных прав и (или) для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием в качестве идентификатора сведений о физических лицах страхового номера индивидуального лицевого счета».

Новые цели персонифицированного учета

К целям индивидуального (персонифицированного) учета (ст. 3 Закона № 27-ФЗ) помимо создания условий для назначения страховых и накопительной пенсий, обеспечения достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении и др., добавились еще две:

  • обеспечение информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями для получения сведений о зарегистрированных лицах, которые должны содержаться в индивидуальных лицевых счетах, а также для предоставления указанных сведений в порядке и объеме, которые определяются в порядке, установленном Законом № 27-ФЗ и другими федеральными законами, в целях обеспечения реализации прав зарегистрированных лиц в системе обязательного пенсионного страхования и в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций;

  • использование страхового номера индивидуального лицевого счета для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Индивидуальный лицевой счет

Статья 6 Закона № 27-ФЗ об индивидуальном лицевом счете изложена в новой редакции:

1. На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер. Индивидуальный лицевой счет открывается на основании:

1) заявления лица, поданного им лично, через работодателя или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;


2) сведений, поступающих в орган Пенсионного фонда Российской Федерации от органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в отношении лица, обратившегося за предоставлением государственной или муниципальной услуги, на которое не был открыт индивидуальный лицевой счет.

Статья также дополнена п. 1.1 и 1.2 следующего содержания:

1.1. Заявление может быть направлено в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронного документа многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

1.2. Индивидуальный лицевой счет состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов).

В подпункте 11 п. 2 ст. 6 Закона № 27-ФЗ, устанавливающем, какая информация указывается в общей части индивидуального лицевого счета, вместо иных периодов страхового стажа будут указываться «сведения об определенных застрахованным лицом, формирующим накопительную пенсию в Пенсионном фонде Российской Федерации, правопреемниках и долях распределения между ними средств пенсионных накоплений, а также сведения о правопреемниках умершего застрахованного лица и произведенных таким правопреемникам выплатах средств пенсионных накоплений».

Вместо сведений о расчетном пенсионном капитале (пп. 15 той же статьи) теперь указываются сведения о размере средств пенсионных накоплений, подлежащих отражению на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому не назначена накопительная пенсия, срочная пенсионная выплата либо едино­временная выплата средств пенсионных накоплений, по состоянию на 31 декабря 2014 года в соответствии с ч. 7.1 и 7.2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и на дату, когда Пенсионный фонд стал страховщиком застрахованного лица.

Сведения об установлении страховой пенсии и о фиксированной выплате к ней (с учетом повышения размера данной выплаты и индексации (дополнительного увеличения) ее размера) (пп. 16 ст. 6 Закона № 27-ФЗ) из общей части исключена.

Пункт 6 ст. 6 Закона № 27-ФЗ о том, что содержащиеся в индивидуальном лицевом счете сведения систематически уточняются и дополняются, дополнен следующим: уточняться они будут в том числе на основании информации, полученной от органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных организаций.

Сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния и о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния ПФ РФ будет получать из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Исключен второй абзац п. 7 – «В случае смерти застрахованного лица сведения о его смерти передаются в течение одного месяца со дня регистрации смерти соответствующим органом записи актов гражданского состояния в тот орган Пенсионного фонда Российской Федерации, где зарегистрирован в качестве страхователя орган государственной власти субъекта Российской Федерации, образовавший орган записи актов гражданского состояния. Указанные сведения передаются по форме, определяемой Пенсионным фондом Российской Федерации».

Другие изменения

Одно из основных изменений, как уже было отмечено, касается страхового свидетельства. Так, ст. 7 Закона № 27-ФЗ о свидетельстве ОПС утратит силу и вместо этого в Законе № 27-ФЗ появится формулировка «документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета».

Вместо страхового свидетельства застрахованное лицо, поступающее на работу по трудовому договору или заключающее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому начисляются страховые взносы, будет обязано представить работодателю документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, на бумажном носителе или в форме электронного документа и (или) посредством информационной системы «Личный кабинет зарегистрированного лица», а также при первичной регистрации или изменении у зарегистрированного (застрахованного) лица сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, сообщить страхователю сведения, предусмотренные пп. 2 – 8 п. 2 ст. 6 Закона № 27-ФЗ для передачи в ПФ РФ (п. 3 ст. 9 Закона № 27-ФЗ).

Кроме этого, увеличивается срок хранения документов, содержащих сведения индивидуального (персонифицированного) учета, в электронной форме, юридическая сила которых подтверждена электронной подписью, до 75 лет (п. 4 ст. 8 Закона № 27-ФЗ).

Изменились и обязанности ПФ РФ. Например, к обязанностям фонда, перечисленным в ст. 16 Закона № 27-ФЗ, добавились такие:

  • информировать физическое лицо способом, указанным в обращении, о результатах его регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета путем направления документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета и содержащего сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, форма которого утверждается ПФ РФ (в том числе в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета, включая единый портал государственных и муниципальных услуг);

  • предоставлять федеральным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам, органам государственной власти субъектов РФ по их запросам в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия сведения о факте работы зарегистрированного лица, а также о факте начисленных за него взносов на ОПС, за исключением сведений о лицах, оказывающих или оказавших содействие органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, на конфиденциальной основе, передача которых допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Изменения в Трудовом кодексе

Соответствующие изменения (в отношении страхового свидетельства) внесены в ст. 65 ТК РФ. Так, вместо страхового свидетельства работник должен будет предоставить документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа.

Часть 4 ст. 65 ТК РФ изложена в новой редакции: «При заключении трудового договора впервые работодателем оформляется трудовая книжка. В случае, если на лицо, поступающее на работу впервые, не был открыт индивидуальный лицевой счет, работодателем представляются в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета».

* * *

Мы рассмотрели основные изменения в Законе № 27-ФЗ, которые вступили в силу 1 апреля. Связаны они в первую очередь с введением уведомительного порядка регистрации граждан в системе персонифицированного учета и с расширением круга лиц, сведения о которых могут включаться в указанную систему. Так вместо заявительного порядка регистрации, она будет осуществляться на основании сведений, поступающих в ПФ РФ из органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, МФЦ, ЗАГС.

Исключены положения, предусматривающие необходимость выдачи ПФ РФ свидетельства обязательного пенсионного страхования, и одновременно закреплена обязанность ПФ РФ информировать застрахованных лиц о результатах регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета. При этом предусмотрено, что ранее выданные страховые свидетельства сохранят свое действие.

Кроме этого, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе ОПС будет определяться в качестве идентификатора при предоставлении государственных и муниципальных услуг. А также взаимодействие ПФ РФ с органами государственной власти и органами исполнительной власти по передаче необходимых сведений о застрахованных лицах теперь будет осуществляться в том числе в электронной форме, посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Это позволит обеспечить эффективный механизм принятия решений как в сфере пенсионного обеспечения граждан, так и при исполнении государственных и муниципальных функций и функций планирования, например при принятии решения о праве граждан на предоставление мер социальной поддержки.